Сокращение необоснованных барьеров и упрощение ведения предпринимательской деятельности
Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение условий для состязательности хозяйствующих субъектов. Основой конкурентной политики является Программа развития конкуренции, разработанная по поручению Правительства Российской Федерации от 19 августа 2008 г. в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (далее – Программа).
Состояние конкуренции на рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также общим состоянием инвестиционного климата. Поэтому Программа включает как меры антимонопольного регулирования и иные защитные меры, так и меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулы для занятия предпринимательской деятельностью.
Конкурентная политика является одним из ключевых инструментов достижения целей социально-экономического развития. Она направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизацию предприятий и тем самым на создание условий для обеспечения потребностей граждан Российской Федерации в товарах и услугах экономически эффективным образом.
Конкурентная политика является инструментом реализации следующих направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2020г. (разработана 21 июля 2006 года Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации): формирование институциональной среды инновационного развития; снижение инфляции; создание условий для повышения качества и уровня жизни населения; развитие национальной конкурентоспособности.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Свобода конкуренции, за исключением отдельных случаев, определяемых экономической целесообразностью, является основополагающим условием эффективного социально-экономического развития.
Цели, задачи, принципы и общие меры
Программы развития конкуренции
Цели развития конкуренции:
- обеспечение дальнейшего социально-экономического развития регионов посредством создания условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики регионов, модернизации предприятий и создания условий для повышения их конкурентоспособности;
- общее улучшение конкурентной среды в регионах за счет создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка.
Задачи развития конкуренции:
1. Повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;
2. Упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;
3. Сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров;
4. Организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;
5. Сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;
6. Развитие государственного и муниципального заказа, в том числе расширение практики заказа социальных (медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур;
7. Развитие инфраструктуры городского хозяйства, в том числе транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной, инфраструктуры производственных, торговых объектов и нежилых помещений, потенциально пригодных для ведения бизнеса;
8. Реализация мер развития конкуренции в отдельных отраслях экономики.
Принципы формирования системы развития конкуренции:
- единый подход к организации работы по развитию конкуренции в регионах;
- преемственность по отношению к накопленному опыту защиты и развития конкуренции;
- открытость, прозрачность, информационная доступность;
- постоянный контроль и мониторинг развития конкуренции;
- наличие единого методологического центра по вопросам проведения торгов, иных конкурентных процедур, развития конкуренции;
- повышение доверия коммерческих структур и иных заинтересованных групп к действиям органов исполнительной власти, в том числе к процедурам размещения городского заказа и инвестиционным торгам;
- персональная ответственность руководителей органов исполнительной власти за разработку и реализацию программы развития конкуренции по принадлежности вопросов.
Общие меры, направленные на улучшение конкурентной среды:
1. Устранение административных барьеров:
- разграничение функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в отдельных сферах экономики регионов (здравоохранения, транспорта, производства продуктов питания и строительных материалов, и т.п.);
- сокращение числа унитарных предприятий, исполнение функций которых может быть обеспечено негосударственными коммерческими организациями, и обеспечение передачи имущества унитарных предприятий, не используемого для осуществления публичных функций, в казну с последующей его приватизацией либо формированием имущественного фонда для сдачи в аренду хозяйствующим субъектам;
- обеспечение применения электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами;
- реализация постановления Правительства Российской Федерации «Об антикоррупционной экспертизе проектов правовых актов органов и должностных лиц исполнительной власти».
2. Устранение инфраструктурных ограничений конкуренции:
- решение транспортных проблем, в том числе низкой пропускной способности и высокой плотности автомобильных дорог;
- устранение проблем развития энергетической инфраструктуры, в том числе длительных процедур и необоснованно высоких цен на подключение е электрическим, газовым сетям, системам тепло- и водоснабжения;
- снижение стоимости финансовых ресурсов на внутреннем рынке регионов, а также устранение дефицита долгосрочных кредитных ресурсов;
- организация ликвидной биржевой торговли на рынках однородных товаров с достаточно большим количеством покупателей и продавцов;
- развитие аукционных форм торговли, в том числе на электронных площадках;
- организация мер, направленных на снижение информационных барьеров для участников:
- организация мониторинга динамики основных показателей рынка;
- разработка системы обобщения, анализа и публикации оперативной информации о состоянии соответствующих рынков однородных товаров;
- стимулирование формирования объективных ценовых индикаторов рынков;
- развитие инфраструктуры городского хозяйства, в том числе транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной, инфраструктуры производственных, торговых объектов и нежилых помещений, потенциально пригодных для ведения бизнеса.
3. Устранение ограничивающих конкуренцию действий органов власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц:
- разработка мер, направленных на исключение практики предоставления неформальных преференций, создания искусственных барьеров, дискриминационного подхода к оказанию государственных услуг, проведения необоснованных проверок, организации добавления посредством использования административного ресурса в отношении отдельных хозяйствующих субъектов;
- обеспечение доступа хозяйствующих субъектов к правам пользования государственным и муниципальным имуществом;
- установление правил и порядка проведения открытых торгов на право заключения договоров по передаче прав на государственное и муниципальное имущество;
- организация и проведение работы по разъяснению целей и задач конкурентной политики, установленных антимонопольным законодательством требований к хозяйствующим субъектам и их деятельности, а также запретов и последствий их нарушений;
- установление административной ответственности в виде штрафа и дисквалификации должностных лиц органов власти за действия, ограничивающие конкуренцию.
4. Устранение ограничивающих конкуренцию действий хозяйствующих субъектов:
- разработка мер, направленных на исключение злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках города (рынках выполнения работ, оказания услуг);
- разработка мер противодействия недобросовестной конкуренции, в том числе необоснованному снижению цен при участии в процедурах размещения государственного заказа (демпингу).
5. Разработка региональных программ развития отдельных отраслей экономики:
- требований к процедурам разработки и согласования органами исполнительной власти города инвестиционных программ на основе публичности и соблюдения принципов конкурентной направленности программ;
- порядка разработки и реализации долгосрочных целевых программ и городских целевых программ, процедур их публикации и обсуждения, учета мнений и предложений предпринимателей;
- проведение экспертизы действующих долгосрочных целевых программ и городских целевых программ с рассмотрением возможности включения в них мероприятий по развитию конкуренции на соответствующих рынках.
6. Развитие конкуренции в области государственных и муниципальных закупок:
- развитие системы закупок, направленное на расширение возможностей поиска информации потенциальными участниками размещения государственного и муниципального заказа о торгах, проводимых государственными и муниципальными заказчиками, и расширение числа потенциальных участников процедур размещения заказа;
- размещение государственного и муниципального заказа преимущественно путем проведения открытых аукционов в электронной форме;
- расширение перечня конкурентных процедур, проводимых по процедурам, аналогичным процедурам по размещению государственного заказа.
7. Регулирование деятельности естественных монополий и государственных унитарных предприятий в регионах:
- внедрение в систему государственного регулирования ряда отраслей механизмов, которые предусматривают установление долгосрочного тарифа, обеспечивающего приемлемую норму доходности на вложенный капитал, а также механизма, стимулирующего снижение издержек и поддержание определенного уровня качества услуг;
- обеспечение эффективности закупочной деятельности субъектов естественных монополий и государственных унитарных предприятий путем установления обязательных требований к проведению торгов;
- выделение из сферы деятельности субъектов естественных монополий и государственных унитарных предприятий отдельных видов работ, которые могут быть произведены сторонними компаниями на конкурентной основе;
- активизация работы по развитию конкуренции в сопряженных с деятельностью естественных монополий и государственных унитарных предприятий сферах, в том числе, посредством разделения субъектов на осуществляющих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности. Разработка методик по ведению раздельного учета указанных видов деятельности. Сокращение числа государственных унитарных предприятий;
- принятие правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий;
8. Развитие малого и среднего предпринимательства:
- обеспечение доступа к финансовым ресурсам;
- реализация мероприятий, направленных на снижение административного давления;
- упрощение и удешевление процедуры присоединения к объектам энергетической инфраструктуры и организациям коммунального комплекса;
- обеспечение доступности объектов недвижимости, находящихся в собственности и муниципальной собственности, для малого и среднего предпринимательства, в том числе реализация преимущественного права выкупа арендуемых помещений;
- обеспечение расширения доступа малых и средних предприятий к государственному заказу и заказам субъектов естественных монополий;
- внедрение и развитие единого интернет-портала для публикации справочной информации о возможности получения государственной поддержки;
- расширение рынков сбыта продукции;
- разработка и осуществление конкурентных мер поддержки товаропроизводителей
9. Разработка количественных и качественных индикативных показателей результативности конкурентной политики и их мониторинг.
10. Повышение информационной прозрачности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления:
- публикация основных процедур и результатов деятельности;
- совершенствование работы по информированию населения города, общественных организаций и бизнес-сообщества, в том числе стандартизация требований к работе официальных сайтов органов исполнительной власти и государственных учреждений.
11. Активизация взаимодействия с общественными организациями и представителями бизнес-сообщества, в том числе по вопросам выявления объективных потребностей и дополнительных возможностей для развития предпринимательства, а также оценки степени достоверности и достаточности публикуемой органами исполнительной власти информации.
12. Меры по активизации межрегионального и международного сотрудничества в области защиты и развития конкуренции.
Отрасли экономики, в которых необходимо принять меры, направленные на развитие конкурентной среды в регионах.
- Жилищно-коммунальное хозяйство.
- Электроэнергетика.
- Рынок нефтепродуктов.
- Агропродовольственный рынок.
- Розничная торговля.
- Строительный рынок.
- Рынок цемента.
- Сфера транспорта.
- Развитие малого и среднего предпринимательства.
- Здравоохранение.
- Рынки фармацевтической и медицинской продукции.
- Легкая промышленность.
- Сфера информационно-коммуникационных технологий.
- Рынок финансовых услуг.
- Услуги образования.
- Сфера государственных и муниципальных закупок.
- Совершенствование практики предоставления государственной помощи (государственных преференций) хозяйствующим субъектам.
- Сфера культуры (в том числе в организации и проведения культурно-массовых мероприятий).
- Сфера физической культуры и спорта.
- Сфера формирования программ развития территорий, привлечения инвестиций (в том числе малых предпринимателей).
- Сфера размещения наружной рекламы.