Взаимодействие органов внутренних дел Орловской области и Орловского УФАС России, направленное на предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции
Взаимодействие органов внутренних дел Орловской области и Орловского УФАС России, направленное на предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции.
Статьей 8 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Статья 34 Основного закона гласит:
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Деятельность антимонопольных органов и органов внутренних дел в первую очередь должна быть направлена на обеспечение экономической безопасности государства.
Выявление и пресечению правонарушений связанных с ограничением, устранением и недопущением конкуренции, является важной составляющей для достижения обозначенной цели.
Данное направление должно являться приоритетным заданием для ФАС России и МВД, с этой целью необходимо тесное взаимодействие между службами.
К сожалению, до настоящего момента выполнение этих задач осуществляется хаотично, от случая к случаю.
В органах внутренних дел данным направлением занимаются различные подразделения, которые выявляют экономические преступления в отдельных отраслях экономики – в промышленности, в топливно-энергетическом комплексе, в строительстве, в области банковской деятельности и т.д.
Как показывает практика, такая постановка вопроса не дает положительных результатов.
На федеральном уровне неоднократно рассматривался вопрос о взаимодействии указанных служб.
Учитывая важность задач по защите конкуренции, в 2005 году, для реализации этого направления, руководителями МВД России и ФАС России был подписан совместный приказ «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой» № 878/215.
Указанный нормативный акт прошел соответствующую экспертизу в Минюсте России и направлен в территориальные органы МВД и ФАС с указанием о создании межведомственных рабочих групп для организации совместной деятельности.
Данным актом на ведомства были возложены конкретные задачи по выявлению и пресечению правонарушений:
- в сфере деятельности субъектов естественных монополий;
- на товарных и финансовых рынках, в т.ч. и недобросовестной конкуренции;
- в сфере деятельности органов государственной власти и управления.
В Орловской области на уровне территориальных служб состав такой рабочей группы был определен совместным приказом УВД и УФАС.
Повышение эффективности взаимодействия неразрывно связано с совершенствованием конкурентного законодательства.
Внедрение в практику порядка взаимодействия, связанного с возможностью объединения сил антимонопольных органов и органов внутренних дел и методов в процессе выявления противоправных деяний, начиная с момента получения информации и заканчивая привлечением виновных к уголовной ответственности должно было дать положительный эффект.
Согласно статьи 4 Закона «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Статья 14 указанного закона определяет формы недобросовестной конкуренции и устанавливает запреты на:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
2. Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
Недобросовестная конкуренция нарушает как частные, так и публичные права и интересы, наносит вред государству и обществу в целом. Этот вред заключается в посягательстве на правопорядок в сфере конкуренции на рынке, т.е. в ограничении конкуренции, следствием которого является нарушение одинаковых для всех субъектов предпринимательства правил ведения конкурентной борьбы, ухудшение социально-экономической обстановки.
Ответственность за недобросовестную конкуренцию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния определена частью 1статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 указанной статьи, наказывается недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг.
Одновременно с этим, за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, наступает ответственность по статье 14.10 КоАП РФ.
Кроме того, незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб (в сумме свыше 1 млн. рублей), является уголовно-наказуемым деянием в соответствии со статьей 180 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Очень часто, доказать факт незаконного использования чужого товарного знака, неоднократность или размер ущерба, без применения оперативно-розыскных методов крайне сложно.
При таком подходе, без тесного взаимодействия между службами, не может быть и речи о привлечении виновных лиц у ответственности, а между тем такого рода нарушений достаточно много.
При проведении совместных проверок и при расследовании административных и уголовных дел, исключительно важную роль, для объективного принятия процессуального решения представляют мотивированные заключения антимонопольных органов о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях руководителей проверяемых предприятий или органов исполнительной власти.
В первую очередь данная норма должна работать на выявление и пресечение фактов распространения контрафактной продукции.
Мы конечно понимаем, что при установлении указанных фактов к правонарушителям применяются меры административного и уголовного воздействия, но ведь это не решение проблемы, т.к. зачастую меры ответственности применяются конкретно к должностным или физическим лицам, а действия хозяйствующего субъекта остаются вне поля зрения – хотя такие полномочия есть у антимонопольных органов. Поэтому мероприятия в данном направлении при тесном взаимодействии служб должны принести ощутимый результат.
Орловское УФАС России готово к сотрудничеству в данном направлении и неоднократно ставило эти проблемные вопросы перед органами внутренних дел.
Практика за истекшие годы в рамках взаимодействия между Управлением внутренних дел Орловской области и Управлением Федеральной антимонопольной службы по Орловской области показывает, что в результате даже небольшого объема проделанной работы достигаются результаты, а именно:
1. Неоднократно на базе Орловского юридического института МВД России проводились Межведомственные «Круглые столы и семинары-совещания» на тему: Взаимодействие антимонопольных органов и ОВД в борьбе с правонарушениями в сферах антимонопольного и рекламного законодательств» (материалы публиковались в сборниках научных работ).
2. В целях предупреждения и пресечения фактов распространения контрафактной продукции, проводились совместные проверки продавцов, реализующих аудио и видео продукцию. По результатам указанных проверок в отношении физических лиц и предпринимателей по ст. 14.10 КоАП РФ были возбуждены ряд дел об административных правонарушениях. К правонарушителям были применены меры административного воздействия с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.
3. В прошлом и текущем годах, Центром по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД по Орловской области в адрес Орловского УФАС России, в рамках взаимодействия между службами и с целью осуществления полномочий, предоставленных антимонопольным органом, для рассмотрения были направлены материалы с признаками нарушения антимонопольного законодательства (ст. 14 Закона «О защите конкуренции), в части незаконного использования предприятиями, реализующими нефтепродукты товарных знаков «ТНК» и «Росснефть».
Управлением по указанным фактам были возбуждены дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Дело о незаконном использовании товарного знака «ТНК» было рассмотрено Управлением, факт нарушения установлен. Правонарушителю было выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства. Хозсубъект не согласившись с решением антимонопольного органа, обжаловал его в суд.
К сожалению, арбитражный суд 1-й инстанции, в материалах проверки, проводимой органами внутренних дел, усмотрел процессуальные нарушения в плане фиксации доказательств наличия правонарушения и отменил ненормативные акты, вынесенные Управлением. Все последующие суды, поддержали позицию арбитражного суда 1-й инстанции.
Дело о незаконном использовании товарного знака «Росснефть» находится в стадии рассмотрения. В настоящее время направлен запрос в Роспатент о даче заключения о тождественности до степени смешения зарегистрированного товарного знака «Росснефть» с товарным знаком «Русснефть», используемым конкурентом на своих АЗК.
И в заключении хотелось бы подвести итог и еще раз остановиться на следующих моментах.
Формы и методы деятельности антимонопольных органов и органов внутренних дел существенно отличаются. В связи с этим, в целях совершенствования механизма взаимодействия территориальных антимонопольных управлений и ОВД в регионах целесообразно, как можно чаще, проводить подобные семинары с участием сотрудников ОВД и антимонопольных органов.
Программы этих семинаров должны предусматривать освоение сотрудничающими сторонами специфики и особенностей действий при проведении совместных проверок, определения продуктовых и географических границ рынков, на которых совершены антиконкурентные действия, способов закрепления доказательной базы, навыками и процедурой сбора показаний, методиками определения ущерба.
Такой подход позволит максимально полно использовать возможности подразделений ФАС России и МВД Российской Федерации в борьбе по защите конкуренции.