Орловские антимонопольщики взаимодействуют с Орловской полицией. Особенности взаимодействия УМВД России по Орловской области и Орловского УФАС России

Солдатенкова Ирина Васильевна,
заместитель руководителя
Орловского УФАС России

Особенности взаимодействия УМВД России по Орловской области и Орловского УФАС России по привлечению лиц к уголовной ответственности за нарушение ими законодательства о размещении заказов и антимонопольного законодательства

На протяжении пяти лет действует Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон «О размещении заказов»), согласно которому все закупки для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 100 тысяч рублей должны размещаться конкретными способами: путем проведения торгов (открытые конкурсы, закрытые конкурсы, аукционы, в том числе аукционы в электронной форме) и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Применение законодательства о размещении заказов является не только мощным рычагом, направленным на экономию средств бюджетов всех уровней, но и механизмом борьбы с коррупционными правлениями в органах власти, а также механизмом развития конкуренции.

Защита прав участников размещения заказов предусмотрена Законом «О размещении заказов» и состоит из досудебного урегулирования споров (путем рассмотрения жалоб в антимонопольных органах) и в судебном порядке.

Для рассмотрения жалоб в управлении была создана Комиссия по контролю в сфере размещения заказов в состав которой (с правом совещательного голоса) вошли представители Управления внутренних дел Орловской области.

Желательно, чтобы взаимодействие антимонопольных органов с органами внутренних дел, при осуществлении контроля за действием закона расширялась, и сотрудники УМВД России по Орловской области принимали участие в не только в заседании Комиссии по контролю в сфере размещения заказов, но и в совместных проверках заказчиков, размещающих заказы, в результате которых могло иметь место ограничение доступа на рынок, устранение субъектов экономической деятельности и если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба.

Например, при рассмотрении жалобы на действия государственного заказчика при размещении заказа на сумму свыше 200 млн. рублей, заявителем (участником размещения заказа) были выявлены факты, свидетельствующие о фактическом начале работ на объекте до заключения государственного контракта. Эти факты требовали оперативной дополнительной проверки способами и методами, на которые полномочия у антимонопольных органов отсутствуют. Орловским УФАС России материалы, свидетельствующие о возможном преступлении в виде предварительного сговора, были направлены в правоохранительные органы и возбуждено дело по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции». В итоге проведенных следственных мероприятий нарушений органами внутренних дел установлено не было и Орловское УФАС России прекратило дело, возбужденное по признакам незаконного соглашения (сговора).

Статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрены санкции на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

В статьях 10, 11, 15 и 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») содержатся запреты совершения различных действий и соглашений, ограничивающих конкуренцию.

Например, в пункте 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. Например, участники аукциона, заранее сговорившись, не снижают предлагаемую аукционистом цену, или кто-то из участников аукциона вообще не участвует в торгах. Орловским УФАС России по одному из таких фактов было возбуждено и рассмотрено дело, которое было прекращено, так как участники аукциона составляли одну группу лиц. На наш взгляд, если бы в процессе антимонопольного расследования участвовали правоохранительные органы срок рассмотрения был бы значительно короче.

Статьей 15 Закона «О защите конкуренции» запрещено федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным органам и организациям, наделенным функциями или правами указанных органов власти, государственным внебюджетным фондам, принимать акты и (или) совершать действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Например, Орловским УФАС России выявлялись факты установления коэффициентов для расчета налогов в зависимости от места регистрации хозяйствующего субъекта или определения реализации товаров определенного изготовителя продукции.

Статьей 16 Закона «О защите конкуренции» запрещены соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке также может быть любой, о разграничении сфер влияния на рынке, делении последнего на части по территориальному принципу, объему продаж или закупок, ассортименту реализуемых товаров, кругу продавцов или покупателей (заказчиков).

Например, Орловским УФАС России был признан факт нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции» при осуществлении согласованных действий муниципального предприятия и органа местного самоуправления, выразившейся в том, что предприятие, в отличие от других хозяйствующих субъектов, имело преимущественное право пользоваться информацией, находящейся у органа власти.

При ограничении и недопущении конкуренции виновный своими действиями делает невозможной конкуренцию в конкретной сфере функционирования товарного рынка. Соперничество хозяйствующих субъектов здесь отсутствует.

Признаки ограничения конкуренции приведены в статье 4 Закона «О защите конкуренции» - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке; рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке; отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке; определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Субъективная сторона преступления в рамках статьи 178 УК РФ характеризуется виной в виде умысла. Должностное лицо осознает, что совершает действия по недопущению, ограничению или устранению конкуренции, предвидит возможность или неизбежность причинения крупного ущерба и желает этого либо сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично.

При подобной деятельности должностных лиц применяются, в том числе и другие уголовно-правовые нормы, например, статьи 285, 286 УК РФ.

Одной из проблем, возникающих при квалификации действий в рамках статьи 178 УК РФ, является получение соответствующих доказательств. По мнению Орловского УФАС России возможно проведение совместных проверок сотрудников УМВД по Орловской области и специалистов Орловского УФАС России, в ходе которых могут быть получены доказательства согласованных действий (сговора).

Кроме того, полагаем целесообразным, при применении статьи 178 УК РФ руководствоваться по аналогии, порядком привлечения к административной ответственности по статье 14.9 КоАП РФ, т.е. после установления факта нарушения Закона «О защите конкуренции» комиссией антимонопольного органа.

Таким образом, взаимодействие антимонопольных органов и органов внутренних дел в сфере контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов и антимонопольного законодательства должно быть направлено на недопущение таких действий субъектов рынка и органов власти как: ограничение доступа на рынки, устранение с них других хозяйствующих субъектов. Взаимодействие возможно осуществлять как путем проведения совместных проверок, в том числе с выездом на место, так и обмена информацией. Желательно было бы взаимодействие УМВД России по Орловской области с Орловским УФАС России закрепить в форме соответствующего соглашения.