ИТОГИ работы Орловского УФАС России по выявлению и пресечению нарушений требований антимонопольного законодательства в 2014 году
Контроль за соблюдением требований нарушения антимонопольного законодательства является одним из основных направлений деятельности Орловского УФАС России (далее – Управление).
Итоги работы Управления в 2014 году по указанному направлению приведены в таблице.
Таблица
1. Проведено проверок, ед.
| 2013г. | 2014г. |
35 |
53 | |
2. Рассмотрено заявлений, в т. ч. на агропродовольственном рынке, ед | 140
| 250 85 |
3. Возбуждено дел, в том числе по инициативе Управления, ед. | 55 27 | 56 13 |
4. Выявлено нарушений антимонопольного законодательства, ед. | 43 | 41 |
5. Выдано предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, ед. | 30 | 18 |
6. Выдано предупреждений
| 9 | 19 |
6.1 Всего выдано предписаний и предупреждений | 39 | 37 |
7. Исполнено предписаний и предупреждений | 41 | 32 |
8. Проанализировано нормативно правовых актов органов власти всех уровней, ед. | 701 | 2629 |
7. Выявлено актов имеющих признаки нарушения антимонопольного законодательства, ед. |
14
|
12 |
9. Наложено штрафов, тыс. руб.
| 1235,5 | 10212,0 |
10. Взыскано штрафов, тыс. руб.
| 1474,8 | 766,0 |
Приведенные в таблице данные показывают, что в 2014 году Управлением было проведено 53 плановых и внеплановых проверок по соблюдению хозяйствующими субъектами требований антимонопольного законодательства, это на 50% больше чем в 2013 году, рассмотрено 250 заявлений поступивших от физических и юридических лиц, в том числе 85 обращений, связанных с ростом цен на продовольственные товары. В 2014 году количество поступивших заявлений увеличилось в 2 раза по сравнению с 2013 годом.
Возбуждено Управлением было 56 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, практически, как и в 2013 году. По результатам рассмотрения возбужденных дел выдано 18 предписаний, 11 дел было прекращено в связи с добровольным устранением хозяйствующими субъектами нарушений действующего антимонопольного законодательства, в 15 случаях не было установлено фактов нарушения действующего антимонопольного законодательства.
В отчетном году, наибольшее количество жалоб (заявлений) поступило от граждан, (в сравнении с количеством заявлений поступивших от предприятий и организаций). В большинстве случае граждане жаловались на рост цен на продукты питания, это 34% от общего количества поступивших в Управление обращений. Кроме того, граждане жаловались, как и в 2013 году на действия ресурсоснабжающих организаций, из которых большинство приходится на организации, относящиеся к субъектам естественных монополий и осуществляющие электроснабжение, это более 29%; 12 % жалоб приходилось на страховые компании, и в основном на деятельность страхователей, связанную с заключением договоров ОСАГО; не сокращается поступление количества заявлений и на органы власти (более 20% от общего количества поступивших заявлений).
Управлением также в 2014 году активно применялся институт предупреждений (поправки в антимонопольное законодательство были внесены в начале 2012 года). Выдавая предупреждения в адрес хозяйствующих субъектов о прекращении нарушений требований антимонопольного законодательства, Управление позволяло доминирующим компаниям добровольно скорректировать свое поведение на рынке и избежать возможной ответственности. Так, в 2014 году в адрес хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, было выдано 19 предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, в 2013 году Управлением было выдано 9 предупреждений). Выданные Управлением предупреждения хозяйствующими субъектами в основном исполняются.
На протяжении всего 2014 года Управление продолжало отслеживать ценовую ситуацию на мелкооптовом и розничном товарных рынках бензинов и дизельного топлива.
Мелкооптовый рынок нефтепродуктов является специализацией нашего управления в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы. О проделанной работе, связанной с принимаемыми мерами на данном товарном рынке Управление ежегодно направляет информацию в ФАС России.
Региональный мелкооптовый товарный рынок нефтепродуктов является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией, более 90% рынка занимает один хозяйствующий субъект. Региональным органам власти следует обратить внимание на данный товарный рынок с целью разработки конкретных мер для развития конкуренции. Об этом Управление информировало Правительство Орловской области.
Проводимая управлением в 2014 году работа, связанная с отслеживанием цен на нефтепродукты, позволила удерживать низкий уровень цен на бензин и дизельное топливо по сравнению с соседними областями ЦФО, как в мелкооптовом звене, так и на розничном рынке.
Постоянная работа с производителями хлебобулочных изделий, не позволило хлебопекам существенно повысить отпускные цены на социально значимые хлеба: стоимость социально значимого хлеба и хлебобулочных изделий одна из самых низких среди регионов ЦФО.
По итогам работы за 2014 год Орловское УФАС России в таблице рейтингования 84 территориальных управлений ФАС России занимает 30 позицию.