Андрей Кирьянов о распространении рекламы посредством СМС-рассылки

В адрес Орловского УФАС России все чаще продолжают поступать заявления от граждан о назойливой СМС-рекламе, на получение которой они не соглашались, но найти и привлечь к ответственности лиц, распространяющих такую рекламу, не всегда возможно.

Складывающуюся в настоящее время ситуацию с СМС-рекламой, прокомментировал заместитель руководителя Орловского УФАС России – Андрей Кирьянов.

Законно ли вообще распространение рекламы посредством СМС сообщений?

- На сегодняшний момент такое распространение разрешено, но с учетом требований законодательства Российской Федерации. Так в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

- Понятие рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи закрепляет Федеральный закон «О связи», в соответствии с которым это автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи.

То есть, чтобы рассылать рекламные СМС-сообщения должно быть получено согласие абонента на получение таких сообщений?

- Да, распространителю рекламы необходимо получить Ваше согласие и получение такого согласие также регламентируется Законом «О связи».

Каким образом должно быть получено такое согласие?

- Согласие должно быть выражено лицом посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки.

- Рассылка признаётся осуществлённой без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

- Иными словами согласие абонента на получение рекламы должно позволять однозначно идентифицировать такого абонента. Простое заполнение формы или бланка, не позволяющих однозначно установить и подтвердить кто именно заполнил такую форму, не является соблюдением действующего законодательства.

Если рекламное СМС-сообщение было отправлено без получения согласия от абонента, кто в этом случае несет ответственность, оператор который отправил такое сообщение или лицо которое предлагает товар, услугу в рекламе?

- За указанное нарушение ответственность несет лицо, осуществляющее распространение рекламы, т.е. рекламораспространитель, которым может быть признан и оператор абонента, получившего рекламное сообщение, в случае если имеются сведения об осведомлении об использовании смс-услуг для доведения рекламной информации до абонента и у оператора имелась правовая и техническая возможность оценить содержание смс-рассылки и проверить у заказчика рассылки наличие согласия абонента на ее получение.