Андрей Кирьянов о запрете рекламы на квитанциях за ЖКХ

В адрес Орловского УФАС России все чаще поступают заявления и обращения от граждан о распространении рекламы на платежных документах для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.

Складывающуюся в настоящее время ситуацию с рекламой на квитанциях прокомментировал врио руководителя Орловского УФАС России – Андрей Кирьянов.

 

Законно ли вообще распространение рекламы на платежных  документах?

 

- Сегодня, распространение рекламы на всевозможных видах платежных документов встречается повсеместно. Редкие управляющие компании региона не пользуются таким дополнительным видом заработка. В настоящее время, законом «О рекламе» предусмотрено, что при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.

           

Как можно прекратить распространение такой рекламы? И какими полномочиями в данной ситуации наделена антимонопольная служба?

 

- Имеющаяся судебная практика говорит о том, что в платежных документах  должна содержаться информация, касающаяся только объема потребленных услуг, платы за нее, способы ее погашения. Дополнительно может сообщаться информация о тарифах и поставщиках услуг. Перечень допустимых данных содержится в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Поскольку в данном документе нет разрешения публиковать материалы рекламного характера на квитанциях об оплате услуг ЖКХ, бизнес может дополнительно руководствоваться требованиями Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Из норм данного закона следует, что без договора между исполнителем коммунальных услуг и потребителем размещать рекламу на квитанциях недопустимо. Однако на территории Российской Федерации не прецедентное право и такая практика применяется далеко не всеми судами, кроме того зачастую у управляющих компаний такие договора имеются, поскольку жители их подписывают и не обращают на пункты, в которых это прописано,  внимания.

 

- Антимонопольные органы в свою очередь могут выдать предписание о прекращении распространения рекламы, только в случае выявления нарушения в ее содержании, то есть только если сама рекламная информация содержит нарушение законодательства о рекламе. Однако выявленные нарушения или тут же исправляются и реклама продолжает распространяться, либо на ее месте размещается другая реклама.

- Однако отмечу, что Правительство Российской Федерации услышало жалобы  граждан и предложения ведомств, в том числе ФАС России, и буквально вчера Государственная дума Российской Федерации приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, запрещающий рекламу на квитанциях по квартплате.

- Поправки в Федеральный закон «О рекламе», устанавливают запрет на размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов.

- Далее законопроекту предстоит пройти чтение в Совете Федерации, после чего следует подписание Президентом РФ и вступление в силу по истечении 60 дней после дня его официального опубликования.