Орловским УФАС России проведен анализ цен на яйцо куриное.
Орловским УФАС России (далее – Управление) проведен анализ формирования отпускных и потребительских цен на яйцо куриное в части соблюдения антимонопольного законодательства организациями оптовой и розничной торговли.
На территории области отсутствуют производители яйца куриного, в связи с чем, Управлением были направлены запросы крупным оптовым и розничным предприятиям торговли.
Анализ поступившей информации показал следующее.
Ввоз яйца на территорию области осуществляется из других регионов Российской Федерации: Липецкой области, Тульской области, Владимирской области, Ярославской области, Смоленской области, Кемеровской области, г. Москвы и Московской области.
Оптовую реализацию яйца в регионе осуществляет ряд хозяйствующих субъектов: ООО «РегионПродукт» и индивидуальные предприниматели. Рынок оптовой реализации яйца куриного на территории области по оценке специалистов Управления – конкурентный.
Анализ цен на яйцо показал, что рост закупочных цен, стал наблюдаться с августа текущего года, а существенный рост с октября. Так за период с июля по октябрь 2013 года рост закупочных цен составил от 84 до 134% в зависимости от сорта яйца. В то же время рост отпускных цен у оптовых продавцов, поставляющих яйцо куриное в торговые сети, составил от 73 до 97%, т.к. предприятия оптовой торговли, учитывая сложившуюся ситуацию, пошли на уменьшение размера торговой наценки. Если в июле торговая наценка составляла в среднем 25-35%, то в октябре ее размер находился в пределах от 13 до 18%. Наибольший рост цен произошел на яйцо 2 сорта.
Причиной роста отпускных цен в октябре 2013 года оптовики называют увеличение отпускных цен производителями яйца - птицефабриками. Сами производители яйца куриного объясняют рост цен снижением поголовья птицы и как результат сокращением остатков яйца, а также удорожанием кормов. В ряде случаев это удорожание составляет более 20%. При этом доля кормов в себестоимости производства яйца составляет около 50%.
Резкое повышение оптовых цен на яйцо, начавшееся в сентябре текущего года отразилось соответственно и на потребительских ценах.
Как показал проведенный анализ рост цен в торговых сетях в среднем составил от 51 до 82%. При этом торговая наценка на яйцо отборное и яйцо 1 сорта практически не изменилась (17% и 18% соответственно), а на яйцо 2 сорта снизилась с 39 до 10%. Самая низкая наценка в октябре устанавливалась в таких торговых сетях как «Пятерочка» (ЗАО ТД «Перекресток») - от 3,8 до 11%, «Магнит» (ЗАО «Тандер») - от 3,3 до 8%.
Формирование розничной цены происходит путем прибавления торговой наценки к закупочной цене. Торговая наценка устанавливается исходя из той прибыли, которую предприятия торговли планируют получить, а также административных и коммерческих издержек (включающих в себя затраты на аренду торговых объектов, коммунальные платежи и текущий ремонт, рекламу и маркетинг, потери и расходы на персонал). Являясь социально ориентированными компаниями, задача которых - покрытие вышеуказанных необходимых издержек, ЗАО ТД «Перекресток» и ЗАО «Тандер» устанавливают минимальную наценку на социально-значимые товары.
Кроме того, в торговой сети «Линия» (ЗАО «Корпорация ГРИНН»), поставщиками проводятся акции по поставке яйца по сниженным ценам. В период акции цены поставки снижаются на 7-15%.
В ходе проведения анализа формирования отпускных и потребительских цен на яйцо куриное признаков нарушения требований антимонопольного законодательства не выявлено.