Орловское УФАС: о механизме административного обжалования в строительстве

За 2016-2017 гг. в территориальные органы ФАС России поступило всего 85 жалоб на действия (бездействие) уполномоченных органов в сфере градостроительных отношений  и организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей, при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.

По результатам анализа факторов, препятствующих развитию института административного обжалования в строительстве было установлено следующее:

-              низкий уровень информированности хозяйствующих субъектов о возможности обжалования в антимонопольный орган процедур в строительстве;

-              отсутствие возможности обжаловать действия органов власти по таким основаниям, как незаконный отказ в приёме документов и заявлений, а также предъявление к заявителю или документам требований, не предусмотренных нормативными правовыми актами;

-              исчерпывающие                  перечни        процедур    в сферах строительства (за исключением жилищного строительства) вступили в силу только в 2017 году;

-              опасения участников строительного рынка конфликтовать с уполномоченными            органами, и, как следствие, столкнуться с административным давлением в дальнейшем.

В 2016 году рассмотрению подлежали жалобы лишь на процедуры в сфере жилищного строительства. В 2017 году вступили в силу новые перечни, разработанные Минстроем России совместно с ФАС России.

Информация о механизме административного обжалования в строительстве выглядит следующим образом:

 

 

Дополнительно, Орловское УФАС России сообщает следующее:

В порядке, предусмотренном статьей 181 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает в том числе жалобы:

-              на          акты и (или)              действия (бездействие) федерального   органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций (далее — уполномоченный орган) при осуществлении в отношении                юридических          лиц и индивидуальных  предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур,  включенных в          исчерпывающие перечни        процедур в   сферах строительства, утвержденные        Правительством                Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

-              на          действия (бездействие) территориальной              сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), организации, осуществляющей горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации (далее — организация, осуществляющая эксплуатацию сетей) при осуществлении    в отношении    юридических          лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в            исчерпывающие перечни        процедур в                сферах строительства.

В части 1 статьи 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

Вместе с тем, частью 2 статьи 181 Закона о защите конкуренции круг заявителей, которые вправе подать жалобы на нарушение уполномоченным органом или организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства, ограничен юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Таким образом, заявителем может являться любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.