Приключения неуловимых

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Поправок в законы о контрактной системе (44-ФЗ) и о закупках у госкомпаний (223-ФЗ) ждали три года. Еще в 2015 году в первом чтении был одобрен законопроект, призванный повысить прозрачность системы. В конце 2017 года он был утвержден в окончательной редакции. С 1 января в силу вступили уточняющие положения, с 1 июля начнут действовать основные. Переходный период составит полгода.

Одно из главных новшеств - перевод всех открытых закупочных процедур в электронную форму. Раньше она использовалась только при проведении аукционов. Существуют и другие способы определения поставщика - конкурсы, запросы котировок и предложений. С 1 июля они тоже будут проводиться в электронной форме. Способ заказчик по-прежнему будет выбирать сам. Казалось бы, вопрос сугубо технический. Однако до сих пор в законе не было определения "электронная площадка", поэтому не было и четких требований.

- Поправки позволят бизнесу эффективнее защищать свои права, - считает глава отдела контроля закупок орловского УФАС Сергей Бочков. - Например, расширен список оснований для обжалования в антимонопольном органе действий заказчиков, комиссий, осуществляющих закупки и операторов электронных площадок.

 

Фото: EPA

Рачик Петросян: Поправки позволят бизнесу эффективнее защищать права

Жалобы будут рассматривать по ускоренной процедуре в течение семи рабочих дней. Это важно при закупках продуктов питания и лекарств, то есть в тех сферах, где медлить нельзя. Правда, у проигравшей стороны сохраняется право обжаловать решение антимонопольного органа в арбитражном суде. А там тоже сроки, что нивелирует значимость изменений.

Жаловаться на организаторов торгов смогут и те, кто в них не участвует. Но введены ограничения, чтобы жалобы не превратились в способ борьбы с конкурентами. Заявление надо подать до окончания приема заявок на участие в торгах. Если оно поступит позже, то антимонопольная служба не станет его рассматривать, но обязана отправить заявителю уведомление в течение трех рабочих дней.

- Вводятся меры защиты от недобросовестных жалобщиков, - поясняет Сергей Бочков. - То есть от тех, кто заинтересован в отмене закупки после определения участников.

Жаловаться на организаторов торгов смогут и те, кто в них не участвует

Речь идет об обжаловании порядка размещения информации о проведении торгов и порядка подачи заявок на участие в них. Если заявитель считает, что организатор отклонил его заявку необоснованно или отдал предпочтение "своей" фирме, то может жаловаться на прежних основаниях.

Вопрос в том, что заказчики научились обходить запреты, и поправки эту практику вряд ли искоренят. Так, на днях орловское УФАС завело дело на администрацию одного из районов. Предприниматель хотел принять участие в торгах на право аренды земли. Организаторы не нарушили процедуру извещения. Однако подать заявку бизнесмену не удалось. ИП отправил в администрацию своего представителя. Тот прождал с 10 до 17 часов, но чиновники на рабочих местах не появились. На телефонные звонки не отвечали. Где были, чем занимались? Заявку некому было подать, и это в заключительный день приема. На следующее утро возмущенный ИП явился в полицию и потребовал проверить, почему чиновников не было на работе. Не прошло и десяти минут, как в РОВД приехал глава администрации. Он сам принял заявку у ИП, который взамен пообещал не подавать заявление в полицию. Казалось, дело улажено. Но спустя пару дней предприниматель получил отказ в допуске к торгам, поскольку заявку подал… с опозданием. Обстоятельства выясняет антимонопольная служба.