Мост Дружбы стал «мостом раздора»: жители Орла обвиняют местную власть в коррупции

Жители города Орел обеспокоены контрактом на капитальный ремонт моста Дружбы на сумму 293 миллиона рублей, который местная администрация заключила с неизвестной в мостостроении организацией из Казани. Депутаты сообщают о бесчисленных нарушениях в проекте, который разрабатывала фирма-двойник.

Администрация города же, уверенная в своих сотрудниках, анализирует опыт работы компании-подрядчика, учредитель которой находится на Кипре. Подробнее об уникальной организации, занятой в мостостроении, и противоборстве общественников и чиновников — в материале корреспондента Федерального агентства новостей.

«Понятно, что деньги пойдут в оффшоры»

Активисты из общественных движений города рассказали, что история с мостами в Орле началась тогда, когда губернатором был Вадим Потомский, который привел в город компании из регионов, где ранее занимался бизнесом. С 2016 по 2017 год жителям неоднократно озвучивали идеи реконструкции, сносов и постройки новых мостов. К 450-летию Орла были выделены огромные деньги на сам праздник. Общественники утверждают, что этих средств они так и не увидели. 

5 октября 2017 года врио губернатора Орловской области стал Андрей Клычков. Общественность рассчитывала, что новый глава региона кардинальным образом изменит политику, которая сложилась при предыдущем губернаторе. По словам членов инициативной группы, ничего не изменилось.

«Нам та политика не нравилась, потому что в Орловскую область приходили новые компании, а местные организации сталкивались со всевозможными препятствиями. Все люди, которые занимали ключевые посты при Потомском, так и остались при Клычкове. Через несколько недель после прихода врио губернатора, выяснилось: в центре Орла собираются строить Банный мост стоимостью 300 миллионов рублей», — рассказал координатор Общественного движения «Граждане Орла» Вадим Невров.

Общественники с уверенностью заявляли, что проект Банного моста не вписывается в архитектурный стиль Орла: он представляет собой пешеходный мост шириной четыре метра. Стоимость, по мнению активистов, была завышенной и нанесла бы вред бюджету.

С ноября 2017 года разные общественные объединения, например, «Дорога 450» (объединение мостовиков и дорожников города Орел), «Граждане Орла», пытались выяснить у органов власти, почему ООО «Региональные газораспределительные сети» (далее ООО «РГС») из города Казань  — без опыта в мостостроении — получило этот контракт.

Кроме того, бенефициаром ООО «РГС» выступает кипрская компания AKINBURG INVESTMENTS LIMITED. Уставный капитал фирмы — один миллион рублей.

 

Мост Дружбы стал «мостом раздора»: жители Орла обвиняют местную власть в коррупции

Мост Дружбы стал «мостом раздора»: жители Орла обвиняют местную власть в коррупции/

«Мы по Банному мосту выходили на пикет. Обращались в администрацию президента, в различные органы. В результате к декабрю 2017 года из-за острого общественного конфликта врио губернатора приостановил строительство моста. Возведенные возле реки конструкции разобрали, а тема со строительством ушла в сторону, ибо позднее летом заявили о пересмотре проекта. Общественные движения выступают категорически против. В этой истории с мостом сильна коррупционная составляющая. Более того, красивые виды на Оку будут закрыты», — продолжил собеседник ФАН.

Вскоре выяснилось, что с ООО «РГС», несмотря на провальную кампанию по созданию пешеходного моста, заключают еще один государственный контракт на капитальный ремонт моста Дружбы Народов, построенный в 1965 году. Сумма контракта — 293 миллиона рублей. Выплаты будут производиться в два этапа в течение двух лет (99,9 млн. рублей — сумма контракта в 2018 году, 193 млн.рублей — 2019 году ). На конкурсе был представлен единственный подрядчик, с которым в дальнейшем и подписали договор.

Эксперты, которые осматривали готовящийся к ремонту мост, уверены, что конструкция способна простоять еще 20 лет.  Если облегчить мост, то срок службы увеличится в два раза. Если провести балочный ремонт, конструкция сможет простоять еще больше. Активисты также опасаются: окончательная стоимость объекта может возрасти.

«Понятно, что деньги пойдут в оффшоры, средства просто поделят. Эти ремонтные работы столько не стоят. Но при этом в Москве мы получим галочку, что мост Дружбы отремонтировали. В будущем денег на ремонт моста мы не получим. Мы выступаем против этого», — заявил Вадим Невров.

«Мы живем в такое время, где каждая копейка на счету. Пора прекращать воровать. В Орле есть специалисты, которые способны осуществлять общественный инженерный надзор. Местные специалисты и университет могли бы разработать проект и выполнить эти работы. С моей точки зрения, в этом вопросе есть коррупционная составляющая, которая возникла еще при Потомском. Эти люди фактически втягивают Андрея Клычкова в неприятные истории», — резюмировал собеседник ФАН.

 

Мост Дружбы стал «мостом раздора»: жители Орла обвиняют местную власть в коррупции

Мост Дружбы стал «мостом раздора»: жители Орла обвиняют местную власть в коррупции/

Члены инициативной группы настаивают на том, что заказчик работ должен создать здоровую конкуренцию и пригласить другие фирмы, а не лоббировать интересы ООО «РГС». В соседних регионах множество мостостроительных компаний, которые выполняют схожие виды работ по всей России и смогут справиться с орловским проектом. 

«Там нарушений просто тьма»

В августе 2018 года УФАС Орловской области рассматривало жалобу депутата горсовета Евгения Косогова на заключение договора с ООО «РГС» о проведении капитального ремонта моста Дружбы. Комиссия отклонила жалобу, признав ее не соответствующей закону №44-ФЗ.

В ответ представители от УКХ и УМЗ г. Орла направили в УФАС документы, подтверждающие опыт работ подрядчика в Удмуртской республике. ООО «РГС» стала субподрядчиком компании «Мостострой-12», которая проводила реконструкцию моста над водосбросным сооружением гидроузла Ижевского водохранилища.

В дальнейшем выяснилось, что спустя два месяца после заключения контракта Удмуртское УФАС провело проверку и постановило, что выбор ООО «Мостострой-12» в качестве подрядчика по реконструкции моста в Ижевске был незаконным. Четыре месяца спустя Арбитражный суд подтвердил правоту УФАС. Данное решение обжаловано не было .

30 августа на сессии Орловского городского Совета народных депутатов обсуждались вопросы, касающиеся капитального ремонта моста Дружбы народов. В рамках обсуждения выяснилось, что проектную документацию готовила организация-двойник с истекшей гарантией. Таким образом, проект на данный момент нелегитимный. В ООО «ДорМостПроект», чьим именем прикрывалась компания-двойник, прокомментировали произошедшее.

«В настоящее время многие пытаются прикрыться нашим колоссальным опытом в области дорожного проектирования. Например, организация-двойник с таким же названием ООО «ДорМостПроект», зарегистрированная также в Воронеже, только по другому адресу (Монтажный проезд, д.3, директор Стикин А.В.), не брезгует представляться нашем именем. Но, как это часто бывает, страдает в итоге именно заказчик, так как не проверяет квалификацию, опыт организации по выполнению аналогичных работ, наличие материально-технической базы, участие в судебных разбирательствах», — пояснили в компании. 

Комментируя заявление о недобросовестных конкурентах, первый заместитель главы администрации Орла Олег Минкин отметил, что в ситуации с организацией-двойником должны разбираться правоохранительные органы.

 

Мост Дружбы стал «мостом раздора»: жители Орла обвиняют местную власть в коррупции

Мост Дружбы стал «мостом раздора»: жители Орла обвиняют местную власть в коррупции/

«Они торопятся, чтобы администрация не успела расторгнуть контракт. Но мы планируем подавать в суд, так как ООО «РГС» не имело право участвовать, — заявил Евгений Косогов. —  Проект недействителен и не может быть легитимным. Гарантия на выполнение проектных работ у фирмы закончилась полтора года назад. Там нарушений просто тьма».

Депутатский запрос Евгения Косогова, направленный на имя мэра и депутатов горсовета, будет передан в следственный комитет и прокуратуру.

Череда совпадений

Провести капитальный ремонт моста Дружбы заказала начальница управления коммунального хозяйства города Орла Светлана Климова. Позднее выяснилось, что контракт на возведение моста через реку Зушу также выиграла организация «РГС». Однако государственным заказчиком там выступала администрация города Мценска, где раньше работала на должности начальника управления жилищно-коммунального хозяйства вышеупомянутая Светлана Климова.

Кроме того, директором организации «Орелгосзаказчик», реализующего часть полномочий в сфере строительства, капремонта и реконструкции социально значимых объектов, является бывший мэр города Мценска Сергей Волков. Все совпадения, конечно же, «случайны».

На встрече с жителями Железнодорожного района врио губернатора Андрей Клычков объявил, что подрядчику, который занимается ремонтом моста Дружба, поставлены условие: выплачивать аванс компании не будут, деньги фирма получит по факту выполненных работ. Это делается, «чтобы избежать финансовых потерь».

Мост Дружбы стал «мостом раздора»: жители Орла обвиняют местную власть в коррупции

Мост Дружбы стал «мостом раздора»: жители Орла обвиняют местную власть в коррупции /

Евгений Косогов сомневается в правдивости сказанных Клычковым слов, потому что в уже подписанном контракте подобных условий нет. Он отметил, что в появившемся на сайте ЕИС соглашении к контракту изменены только адреса и банковские реквизиты подрядчика и сообщается о неизменности всех остальных обязательств.

Тем временем 28 августа на мосту Дружбы начали разбирать покрытие. После первых часов работы, по словам депутата, заказчик и подрядчик пришли в недоумение: вместо ожидаемых тридцати сантиметров асфальтобетона, легко поддающегося дорожной фрезе, толщина которого оказалась почти в три раза меньше, там находился крепкий цементобетон, который такой машине не по зубам.

Недочеты обнаружились в технологической карте (ТК-1), разработанной подрядчиком.

Общественность возмущена, что работы с самого начала ведутся с нарушениями, и что ремонтом занимается организация, не имеющая опыта в мостостроении. При этом, говорят активисты, власти не предпринимают решительных действий. Общественным организациям ничего не остается, кроме как продолжать выводить людей на пикеты, митинги, обращаться в правоохранительные органы и просить поддержки у администрации президента.