Особенности правоприменительной практики антимонопольного органа на отдельных товарных рынках

Сфера деятельности: Электроэнергетика

Орловское УФАС России (далее – Управление, УФАС), являясь территориальным органом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательством о рекламе, контролю законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд,  деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных полномочий). Основополагающим как в деятельности ФАС России, так  и ее территориальных органов является обеспечение свободы конкуренции и ограничение монополистической деятельности в рамках единого экономического пространства Российской Федерации.

Так, на протяжении ряда лет в целях осуществления антимонопольного контроля Управление ведет системное наблюдение за  отдельными товарными рынками в регионе: осуществляется мониторинг и углубленное изучение экономической ситуации на этих  региональных товарных рынках.

Одним из постоянно наблюдаемых Управлением  региональных рынков  является товарный рынок нефтепродуктов.

В Российской Федерации цены на нефтепродукты свободные и не подлежат государственному регулированию, т.е. ни один государственный орган не вправе устанавливать фиксированные или интервальные значения цен или надбавок на данную продукцию.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, на основе Федерального закона №135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции», в процессы свободного рыночного ценообразования имеет право вмешаться только Федеральная антимонопольная служба в следующих случаях:

         - если имеет место установление монопольно высоких цен  хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке или хозяйствующими субъектами, совокупная доля которых в общем объеме продаж на соответствующем товарном рынке превышает 50% при том, что доля каждого в отдельности составляет не менее 8%;

         -  если имеют место согласованные действия нескольких участников одного и того же рынка, направленные на поддержание цен;

         -  если имеют место соглашения между хозяйствующими субъектами (например, между продавцом и посредником, между оптовым и розничным продавцом), направленные на поддержание цен.

В Орловскую область нефтепродукты ввозятся из других регионов России. Структура рынка нефтепродуктов в регионе характеризуется высокой долей оптовых поставок вертикально-интегрированной нефтяной компанией «Роснефть» и более низкими долями других хозяйствующих субъектов, поставляющих нефтепродукты на территорию области. Доминирующим продавцом на региональном рынке розничной реализации нефтепродуктов является дочернее предприятие ОАО «Роснефть» - ЗАО «Орёлнефтепродукт».

Розничные цены на автозаправочных станциях (АЗС) на бензины и дизельное топливо напрямую зависят от оптовых (закупочных) цен на них. Управление еженедельно, в рамках проводимого мониторинга,  отслеживает как оптовые, так и розничные цены на нефтепродукты.

С начала 2010 года оптовые цены на нефтепродукты стали расти из-за подорожания нефти на мировом рынке. Однако, несмотря на рост оптовых цен на бензины всех марок, роста розничных на бензины на АЗС области, не произошло, а наоборот, в январе этого года в среднем литр бензина марки  А-80 на АЗС подешевел на 1,5%,  бензина марки АИ-92 - на 0,9%, бензина марки АИ - 95 – на 0,4%,  дизельного топлива «летнее» - на 0,2%, подорожало в конце январе т.г. дизельное топливо «зимнее» на 10 копеек к уровню конца декабря прошедшего года и ее увеличение составило 0,6% при росте оптовой цены  за этот период более чем на 5,0%. При этом, необходимо отметить, что розничные цены на нефтепродукты в Орловской области являются одними из низких в ЦФО Российской Федерации.

С целью стабилизации цен на нефтепродукты на внутреннем рынке страны при Федеральной антимонопольной службе создан экспертный совет, в который вошли также  крупные нефтяные компании. В настоящее время экспертным советом  вырабатывается механизм формирования цен на нефтепродукты с применением формулы, позволяющей определять справедливую цену.

Актуальным  рынком для наблюдения  является также рынок лекарственных средств, оказывающий значительное влияние, как на социально-экономический, так и на социально-психологический климат области.

Системное наблюдение за  данным товарным рынком в регионе управление ведет с начала 2008 года, когда приказом ФАС России от 10.01.2008 года № 1 территориальным органам было поручено осуществлять анализ состояния конкуренции на розничном товарном рынке лекарственных средств.

По насыщенности аптечными учреждениями Орловская область относится к числу наиболее благополучных регионов: на одну аптеку в Орловской области приходится около 3,7 тыс. человек населения при нижнем предельном размере  этого показателя – 4,5 тыс. чел. Это говорит о развитой конкурентной среде в регионе в розничном секторе товарного рынка лекарственных средств.

Если же на проблему состояния конкуренции на региональном розничном рынке лекарственных средств посмотреть с позиций  географических границ муниципальных образований, то состояние конкуренции будет различным.

Например, розничные товарные рынки в географических границах: г. Орла и Орловского района, г. Ливны и Ливенского района, г. Мценска и Мценского района – это рынки с развитой конкуренцией.

В географических границах Болховского, Глазуновского, Дмитровского, Залегощеского, Знаменского, Колпнянского, Корсаковского, Краснозоренского, Шаблыкинского, Троснянского и Хотынецкого районов (включая районные центры) действуют от одного до трех хозяйствующий субъектов в зависимости от района области. Хозяйствующие субъекты – розничные продавцы лекарственных средств (аптеки), занимающие доминирующее положение в данных административно-территориальных образованиях включены в региональный «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов».

Доля хозяйствующих субъектов розничного рынка лекарственных средств частной формы собственности от их общего числа в регионе составляет около 60%.

В настоящее время управлением ведется мониторинг по перечню лекарств, который включает 100 наименований.

За время мониторинга в муниципальных аптеках г. Орла выявлен всего один случай нарушения муниципальной аптекой установленного нормативными актами порядка ценообразования, по которому управление здравоохранения  г. Орла приняло меры реагирования.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства были выявлены со стороны розничных муниципальных аптечных учреждений Корсаковского, Дмитровского и Колпнянского районов, при осуществлении мониторинга цен на лекарственные средства. В отношении  данных аптечных учреждений возбуждены дела по признакам нарушения, установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10) Закона «О защите конкуренции.

По результатам рассмотрения одного дела аптечное учреждение Корсаковского района привлечено к административной ответственности в виде штрафа.

Результаты проводимого мониторинга по 100 наименованиям, наиболее востребованным лекарственным средствам, показали, что в четвертом квартале 2009 года  розничные цены в аптечных учреждениях области оставались стабильными. На некоторые лекарственные препараты, например «Арбидол» розничная цена снизилась в среднем на 7%, а на «Пинасол» увеличились в среднем на 8%.

По заданию Федеральной антимонопольной службы Управлением ежемесячно осуществляется мониторинг цен на социально значимые продукты питания: муку, хлеб, молоко, сахар, яйца и подсолнечное масло.

Проведенный Управлением мониторинг цен в январе текущего года, показал следующее.

В январе 2010 года производители ржаной муки снизили отпускную цену в среднем на 7,2%, на муку пшеничную -  на  4,5%.

Крупнейшие производители хлеба и хлебобулочных изделий (ОАО «Орловский хлебокомбинат» и ОАО «Орелоблхлеб»), отпускные и розничные цены на свою продукцию в январе 2010 года оставили на уровне 2009 года, в течение которого цены на хлеб и хлебобулочные изделия в области оставались стабильными.

Рост цен на молоко и молочную продукцию, как правило, носит сезонный характер, связанный с увеличением спроса на него со стороны населения и увеличением закупочных цен на сырое молоко на фоне снижения объемов его производства. Так, в январе 2010 года средние закупочные цены  на сырое молоко возросли в среднем на 1,2%, при этом отпускные цены производителей молока остались на уровне декабря 2009 года.

Яйца куриные  в январе текущего года подорожали в среднем на 2,7%.

Наибольший рост цен в январе этого года наблюдался на сахар и подсолнечное масло, которые на территорию области ввозятся из-за ее пределов. Сахар и масло подсолнечное  подорожал в среднем на 6%.  .

С 1 февраля 2010 года вступил в силу Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле). Его принятие должно способствовать устранению условий, влияющих на повышение розничных цен на продовольственные товары, привести к ограничению роста цен и к их дальнейшему снижению.

Так, в соответствии с Законом о торговле государство имеет право устанавливать предельно допустимые цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров, если в течение 30 дней на территории какого-либо субъекта Российской Федерации рост розничных цен на отдельный продукт составил более 30%. В этом случае государство будет устанавливать максимальный уровень цен на данный продукт сроком на три месяца. В настоящее время Минпромторг подготовил и направил на согласование в другие федеральные ведомства проект Постановления, которым должен быть утвержден перечень продуктов, подпадающих под государственное регулирование.

Также одной из целей закона о торговле является совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли. В законе также содержится перечень запрещенных к применению в договорных отношениях между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров.

 Например, законом о торговле запрещено указанным хозяйствующим субъектам - сетевикам навязывать контрагенту следующие условия договора:

-  о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

-  об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

- о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

- о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

- о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

- о возмещении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;

- о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров.

Также Законом о  торговле установлен запрет на приобретение торговыми сетями дополнительных торговых площадей, если их доля в объеме реализации продовольственных товаров превышает 25% в границах субъекта Российской Федерации.

 При этом, необходимо отметить, что отсутствие специального Закона о торговле не являлось препятствием к тому, чтобы не применять меры антимонопольного реагирования к торговым сетям – нарушителям.

В 2008 году в отношении торговых сетей по признакам нарушения антимонопольного законодательства было возбуждено  20 дел, принято 19 решений, выдано 4 предписания. В 2009 году по тем же основаниям было возбуждено  15  дел, принято  14 решений, выдано 1 предписание.

Кроме того, Орловским УФАС России постоянно отслеживается ситуация на рынке минеральных удобрений, цемента, ЖКХ, электрической энергии и в случае необходимости принимаются меры антимонопольного реагирования.

Всего за 2009 год в рамках Федерального закона «О защите конкуренции» было возбуждено и рассмотрено 94 дела, принято 61 решение о наличии факта нарушения антимонопольного законодательства, как со стороны хозяйствующих субъектов, так и органов власти, выдано 47 предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства,  наложено штрафов на сумму более 6, 6 млн. рублей.