Порядок закупок определен новым законом
С 1 января 2012 года вступает в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон).
Следующие виды юридических лиц (далее – ЮЛ, заказчик):
- государственные корпорации, государственные компании;
- субъекты естественных монополий,
- организации регулируемых видов деятельности (по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению и т.п.);
- государственные унитарные предприятия;
- муниципальные унитарные предприятия
- автономные учреждения;
- хозяйственные общества с долей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности более 50%;
- дочерние хозяйственные общества указанных выше видов юридических лиц, имеющих в них долю в совокупности более 50%;
- дочерние хозяйственные общества указанных выше дочерних хозяйственных обществ, имеющих в них долю в совокупности более 50%
должны осуществлять закупки в соответствии с Законом.
Закон направлен на эффективное использование денежных средств заказчиками, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров для нужд заказчика и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Так, Законом определено, например:
- каждое ЮЛ (заказчик) обязано утвердить положение о закупке, разместить его на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) и осуществлять закупки в соответствии с ним;
- положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки – конкурс, аукцион, иной) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения;
- заказчики размещают на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее 1 года;
- ЮЛ вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке на сумму не выше 100 тысяч рублей;
- извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе, а при других способах закупок – сроки на усмотрение заказчика;
- Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами;
- сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках, с которыми по решению суда расторгнуты договоры по причине допущения существенных нарушений, включаются в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с Законом участник закупки вправе обжаловать:
- в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг;
- в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) не размещения на официальном сайте положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
При этом, если заказчик в установленные сроки не принял и не разместил положение о закупке, то при осуществлении закупок он обязан руководствоваться положениями Закона до дня размещения положения о закупке.
Обращаем внимание, что Закон не регулирует отношения, связанные с:
1) куплей-продажей ценных бумаг и валютных ценностей;
2) приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;
3) осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
4) закупкой в области военно-технического сотрудничества;
5) закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором Российской Федерации, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;
6) осуществлением заказчиком отбора финансовых организаций для оказания финансовых услуг в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
7) осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Заместитель руководителя управления
И.В. Солдатенкова