Порядок предоставления государственных и муниципальных преференций

ПОРЯДОК   ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ   ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И   МУНИЦИПАЛЬНЫХ   ПРЕФЕРЕНЦИЙ

 

         В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон)   федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органами или организациям (далее – органы власти и организации,  заявители)  запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Одно из таких исключений – нормы о государственной или муниципальной преференции (далее – преференция), которые позволяют органам и организациям принимать ограничивающие конкуренцию акты при соблюдении определенных условий и процедур, прописанных в главе 5 Закона (статьи 19-21).

Контроль за предоставлением и использованием преференции осуществляют антимонопольные органы (в Орловской области - Орловское УФАС России).

В соответствии с частью 20 статьи 4 Закона преференции – это предоставление отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Статьей 19 Закона определено, что государственная (муниципальная) преференция может предоставляться исключительно в целях:

- обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- развития образования и науки;

- проведения научных исследований;

- защиты окружающей среды;

- сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

- развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

- развития физической культуры и спорта;

- обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

- производства сельскохозяйственной продукции;

- социальной защиты населения;

- охраны труда;

- охраны здоровья граждан;

- поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации целях.

При этом, Законом определено, что не является преференцией:

- предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов;

- передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;

- закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

- предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда.

Преференция в указанных целях, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

- на основании федерального закона, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера преференции и ее конкретного получателя;

- путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

- в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу.

Статьей 20 Закона определен порядок предоставления преференции с согласия антимонопольного органа (полный текст порядка - в Законе).

Органы власти и организации подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление преференции, к которому прилагаются:

1) проект акта, которым предусматривается предоставление преференции, с указанием цели предоставления (см.статью 19 Закона) и размера такой преференции, если она предоставляется путем передачи имущества;

2) перечень видов деятельности, осуществляемых и (или) осуществлявшихся хозяйствующим субъектом, а также копии документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление указанных видов деятельности, если в соответствии с законодательством для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения (например, лицензия);

3) наименование видов товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом,  с указанием кодов видов продукции;

4) бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта, иная предусмотренная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах документация;

5) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом,  с указанием основания для вхождения таких лиц в эту группу;

6) нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующего субъекта.

Орловское УФАС России рекомендует при подготовке документов, указанных пунктах 2, 3, 5 руководствоваться Приказом ФАС России от 17.04.2008 № 129.

Антимонопольный орган, рассмотрев заявление и документы, в течение 1 месяца принимает решение:

1) о даче согласия на предоставление преференции, если она предоставляется в целях, указанных в статье 19 Закона, и ее предоставление не может привести к устранению или недопущению конкуренции;

2) о продлении срока рассмотрения этого заявления (на 2 месяца);

 3) об отказе в предоставлении преференции, если она не соответствует целям, указанным в статье 19 Закона, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции;

4) о даче согласия на предоставление преференции и введении ограничения в отношении её предоставления. Ограничениями могут являться: предельный срок предоставления преференции; круг лиц, которым может быть предоставлена преференция; размер и цели преференции; иные ограничения, применение которых оказывает влияние на состояние конкуренции. При этом заявитель обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений в месячный срок с даты предоставления преференции.

В случае представления заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям Закона, антимонопольный орган в течение десяти дней со дня получения указанного заявления принимает решение о несоответствии представленных заявления и (или) документов и возвращает заявление о даче согласия на предоставление преференции.

В случае, если в ходе рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление преференции антимонопольный орган придет к выводу о том, что действия, на осуществление которых в указанном заявлении испрашивается согласие антимонопольного органа, не являются преференцией, антимонопольный орган в десятидневный срок с даты представления указанного заявления принимает решение о том, что согласие антимонопольного органа на осуществление таких действий не требуется, о чем уведомляет заявителя.

 Статьей 21 Закона определены последствия нарушения требований при использовании преференции. Так, если будет установлено несоответствие использования преференции заявленным целям, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция, органам власти и организациям, предоставившим такую преференцию, предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом.

Разъяснения ФАС России по применению статей 19-21 Закона размещены на сайте в сети Интернет: http://www.fas.gov.ru/, а также на http://orel.fas.gov.ru/.

     В 2009 году в Орловское УФАС России  поступило 26 заявлений о предоставлении преференций. 8 заявлений были возвращены заявителям. По итогам рассмотрения 18 заявлений в 5 случаях согласие было дано, в 8 -  согласие было дано с введением ограничений,  в 1 - в даче согласия отказано; в 4 - согласия не требовалось.