Правовое регулирование рекламной деятельности, изменения в действующем законодательстве

Правовое регулирование рекламной деятельности, изменения в действующем законодательстве, предусматривающем  ответственность за нарушение законодательства о рекламе.

 

Реклама – это сфера деятельности, подчиненная своим законам, правилам и особенностям.

Правое регулирование законодательства о рекламе предусмотрено гражданским, административным правом и ныне действующим специальным Федеральным законом № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе») который действует с 1 июля 2006г.

Государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе возложен на антимонопольные органы (федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы).

Статистика показывает, что ежегодно на рынке рекламных услуг меняется субъектный и количественный состав рекламного рынка,  способы и методы изготовления и размещения  рекламной информации.

Одновременно с этим, совершенствуется правовое регулирование  правоотношений в сфере рекламы, в т.ч. изменяется и ответственность за указанные правонарушения.

Статьей 38 Закона «О рекламе» определены составы правонарушений,  за совершение которых несут ответственность рекламодатели, рекламопроизводители, и рекламораспространители.

Ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем общего состава, такого административного правонарушения, как нарушение  законодательства о рекламе, предусмотрена  статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

 С 31 марта 2010 года вступили в силу изменения в КоАП РФ, которые  внесены Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 380-ФЗ.

 Данным законом, статья 14.3 КоАП РФ расширена самостоятельными составами, связанными с нарушением требований Закона «О рекламе» (части 2,3,4). При этом минимальный размер штрафа за общий состав нарушения законодательства РФ о рекламе для юридических лиц повысился с 40 000 рублей до 100000 рублей, остальные размеры штрафа за данный состав правонарушения остался прежним.

 К таким самостоятельным составам относятся:

-  нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой;

- превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах;

- распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации,

- превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях,

- прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма,

- совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи.

За совершение указанных правонарушений установлена административная ответственность в виде штрафа размером отличным  от размера штрафа за общий состав нарушения законодательства о рекламе.

Рассматривают дела указанной категории, а также составляют протоколы об административных правонарушениях за данные правонарушения только антимонопольные органы.

Кроме того, в КоАП РФ введен ряд новых составов административных правонарушений, связанных с нарушением Закона «О рекламе» и не предусмотренных в статье 14.3 КоАП РФ.

Такие составы правонарушений закреплены в статьях 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ.

Статьей 14.37 КоАП РФ установлена ответственность за установку рекламной конструкции без разрешения органа местного самоуправления и/или за ее установку с нарушением технического регламента.

Ранее, за данное правонарушение административная ответственность не была предусмотрена. Рекламная конструкция могла быть демонтирована только по решению суда.

Дела данной категории рассматривают судьи, правом составлять протоколы об административных правонарушениях за данные правонарушения наделены только органы внутренних дел (милиция).

Статья 14.38 КоАП РФ предусматривает ответственность за ряд нарушений  Закона «О рекламе», связанных с угрозой безопасности дорожного движения при размещении рекламы:

- размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения,

- использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции,

- размещение рекламы на транспортном средстве, на наружные поверхности которого нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб, транспортном средстве, оборудованном устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортном средстве федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которого расположены по диагонали белые полосы на синем фоне, а также на транспортном средстве, предназначенном для перевозки опасных грузов,

- размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему транспортным средством, и другим участникам дорожного движения,

- распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств.

Рассматривают дела указанной категории антимонопольные органы.  Правом составлять протоколы об административных правонарушениях за данные правонарушения наделены антимонопольные органы и органы внутренних дел (милиция).

Кроме того, впервые вводится административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем сроков хранения рекламных материалов или их копий, а также договоров на производство, размещение или распространение рекламы, установленных законодательством о рекламе – статья 19.31 КоАП РФ.

Сроки хранения рекламных материалов определены статьей 12 Закона «О рекламе» - в течении года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров.

После ознакомления с данным материалом у субъектов рекламного рынка вероятнее всего возник вопрос: Как избежать негативных последствий, связанных с изготовлением и размещением ненадлежащей рекламы?

Ответ на этот вопрос можно узнать из информации, размещаемой на сайтах Федеральной антимонопольной службы и территориальных органов ФАС России и поподробнее ознакомившись с требованиями действующего законодательства РФ о рекламе.