Применение инновационных приемов в сочетании с требованиями антимонопольного законодательства

Применение инновационных приемов в сочетании с требованиями антимонопольного законодательства в сфере торговли и рекламы.

 

С 1 февраля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле). Закон о торговле регулирует деятельность торговых сетей, к которым отнесены любые два и более торгующих продуктами питания магазинов, работающих под единой вывеской или находящихся под общим управлением. Его принятие должно способствовать устранению условий, влияющих на повышение розничных цен на продовольственные товары, привести к ограничению роста цен и защитить производителей продукции.

Так, в соответствии с указанным Законом, государство получило возможность временно устанавливать предельно допустимые цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров, если в течение 30 дней на территории какого-либо субъекта Российской Федерации рост розничных цен на отдельный продукт составил более 30%. В этом случае государство имеет возможность устанавливать максимальный уровень цен на данный продукт сроком на три месяца.

Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены: Говядина (кроме бескостного мяса); Свинина (кроме бескостного мяса); Баранина (кроме бескостного мяса); Куры (кроме куриных окорочков); Рыба мороженая неразделанная; Масло сливочное; Масло подсолнечное; Молоко питьевое; Яйца куриные; Сахар-песок; Соль поваренная пищевая; Чай черный байховый; Мука пшеничная; Хлеб ржаной, ржано-пшеничный; Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки; Рис шлифованный; Пшено; Крупа гречневая – ядрица. Вермишель; Картофель Капуста белокочанная свежая; Лук репчатый; Морковь; Яблоки.

Кроме того, немаловажным является что Законом о торговле установлено, что включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий этого договора и (или) его изменение не допускаются.

Главной целью Закона о торговле является совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли. Он направлен на то, чтобы обеспечить равные условия для розничных торговых сетей, поставщиков и производителей путем создания конкуренции.

Главой 3 Закона о торговле установлены специальные антимонопольные требования к заключаемым договорам поставки, установлен перечень условий, запрещенных к применению в договорных отношениях между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров.

В частности законом запрещено сетевикам навязывать контрагенту следующие условия договора:

-             о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

-             об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

-        и так далее.

Ответственность за нарушение законодательства торговыми предприятиями предусмотрена в виде штрафа на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц на сумму от трехсот тысяч руб до одного миллиона руб.

Законом установлены максимальные сроки расчета торговых предприятий с партнерами за поставленный товар, сверх которых ритейлеры не могут задерживать оплату. Поставщикам и сетевым торговым организация дается 180 дней на приведение в соответствие с новым законом условий договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления закона в силу.

Законом о торговле также установлен запрет на приобретение торговыми сетями дополнительных торговых площадей, если их доля в объеме реализации продовольственных товаров превышает 25% в соответствующих географических границах - субъекта Российской Федерации, городских округов и муниципальных районов.

Также Законом о торговле запрещено взимать с поставщиков продуктов питания любые бонусы, которые требовали торговые сети от поставщиков, за исключением скидки за объем поставок, но не более 10% и навязывать услуги по маркетингу и рекламе.

Субъекту Российской Федерации дано право осуществлять информационно-аналитическое наблюдение за состоянием потребительского рынка. В целях формирования эффективной торговой политики субъект Федерации должен вести реестр торговых предприятий.

При этом, Законом о торговле впервые определены полномочия органов государственной власти, муниципалитетов и хозяйствующих субъектов по организации торговли. Теперь в полномочия региональной власти, входит установление нормативов минимальной обеспеченности населения торговыми площадями, Если торговых предприятий не достаточно, органы власти обязаны содействовать развитию торговли.

Но самые серьезные ограничения касаются вмешательства региональных и местных властей в торговую деятельность. Если раньше они могли навязывать торговым сетям местных товаропроизводителей, то вступивший Закон о торговле запрещает любое вмешательство, которое может привести к установлению на региональном рынке правил торговой деятельности, отличных от федеральных. Субъектам Российской Федерации запрещается устанавливать дополнительные к федеральным требованиям собственные правила проверки качества и безопасности товаров, понуждать бизнес к участию в прохождению дополнительных административных, контрольных или разрешительных процедур, в частности обязывать сертифицировать те виды товаров, на которые по федеральному законодательству обязательная сертификация не требуется.

Однако чтобы Закон о торговле заработал в полную силу, нужна масса нормативных актов и приказов, которые необходимо разработать.

Вместе с тем, в законе присутствует несколько нюансов, например в соответствии с подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту условие о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3.11.8 Санитарных правил и норм «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» СанПиН 2.3.4.545-96, утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 25.09.1996 N 20, по истечении сроков, указанных в данном пункте, продажа хлеба и хлебобулочных изделий запрещается, и они подлежат изъятию из торгового зала и возвращаются поставщику как черствые.

Таким образом, включение в договор условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, не является нарушением запрета, установленного подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

Кроме того, в статье 13 Закона о торговле, установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров. Это регулирование заключается в установлении в ч. 1 данной статьи запретов, адресованных хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети. В отношении этих запретов необходимо отметить запрет создания дискриминационных условий (п. 1).

Следует отметить, что в Федеральном законе «О защите конкуренции» (п. 8 ч. 1 ст. 10) также установлен запрет на создание дискриминационных условий, но этот запрет адресован только хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение. Таким образом, анализируя данные положения Закона о торговле прослеживается взаимосвязь данного закона с общими требованиями антимонопольного законодательства.

В последние время немаловажное значение и размах приобретает торговля биологически активных добавок (БАДов) на территории Российской Федерации. В частности БАДы зачастую реализуются по средством почтовых услуг, то есть дистанционным способом продажи. Реклама же указанных товаров порой сопровождается мелким, не читаемым шрифтом с информацией о продавце указанного товара, или такая информация может отсутствовать вообще.

В соответствии с статьей 8 Закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, информация о продавце товара при дистанционном способе продаж должна быть полной и читаемой.

Несмотря на то, что торговля БАДами зачастую нарушает требования Закона «О рекламе», в соответствии с постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 06.03.2007 N 8 «Об усилении надзора за производством и оборотом биологически активных добавок» и в соответствии с частью 7.4.1 Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 17.04.2003 N 50 дистанционный способ продаж биологически активных добавок не допускается вообще. Таким образом существует взаимосвязь Закона «О торговле» с Законом «О рекламе».