Орловские антимонопольщики взаимодействуют с Орловской полицией. Особенности выявления и расследования действий субъектов естественных монополий

Кирьянов Андрей Николаевич,
заместитель руководителя
Управления Федеральной антимонопольной службы
по Орловской области

Особенности выявления и расследования действий субъектов естественных монополий, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

 

Антимонопольное законодательство регулирует отношения, влияющие на конкуренцию и связанные с защитой конкуренции, определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлено на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынка.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального Закона «О защите конкуренции», Федерального закона «О естественных монополиях», издаваемых в соответствии с ними федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов федерального антимонопольного органа, нормативных правовых актов Центрального банка Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих в пределах своей компетенции регулирование на рынке.

Построение экономики основанной на рыночных отношениях невозможно без конкуренции, которая выполняет ряд важнейших регулирующих функций и объективно обеспечивает развитие рынка. Государство вполне оправданно устанавливает необходимые меры юридической поддержки и охраны конкуренции, в том числе и с использованием уголовно-правовых средств государственного принуждения.

Законодатель, включив в УК РФ статью 178 «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции» подчеркнул особую значимость правовой охраны конкурентных отношений и соблюдения, антимонопольных правил экономической деятельности, а именно:
1. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере,
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.
2. Те же деяния:
а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;
в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере.
наказываются лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью от одного года до трех лет либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения.-
наказываются лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Уголовно-правовая характеристика действий субъектов естественных монополий, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции

Объектом является установленный порядок осуществления экономической, а деятельности граждан и юридических лиц, следовательно, рассматриваемое преступление есть посягательство на провозглашенные Конституцией РФ (ст. ст. 8 и 34) свободу и гарантии осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Первым способом недопущения, ограничения или устранения конкуренции закон называет заключение ограничивающих конкуренцию соглашений (ст. 11 Закона «О защите конкуренции»).

Второй способ заключается в осуществлении ограничивающих конкуренцию согласованных действий (ст. 8, 11, 16 закона «О защите конкуренции»).

Третий способ совершения преступления состоит в неоднократном злоупотреблении доминирующим положением, формы которого исчерпывающим образом указаны в законе. Это установление и (или) поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованный отказ или уклонение от заключения договора, ограничение доступа на рынок. Эти действия в целом раскрываются в ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Что касается ограничения доступа на рынок, то это предполагает совершение различных действий, вследствие которых другие хозяйствующие субъекты лишаются доступа к товарному рынку или же такой доступ становится возможным лишь при условии выполнения невыгодных или неприемлемых для них требований. Это может, например, выражаться в уничтожении или повреждении товаров, запрете на производство тем или иным хозяйствующим субъектом определенных товаров или услуг и т.д.

Понятие неоднократного злоупотребления доминирующим положением раскрывается в примечании 4 к статье 178 УК РФ(Неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые указанное лицо было привлечено к административной ответственности)т.е. лицо, как минимум дважды, должно быть привлечено к административной ответственности в течение трех лет по ст. 14.31 КоАП РФ.

При этом давность назначения административного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ) не имеет юридического значения для привлечения к уголовной ответственности.

2. Приведенные в законе способы совершения преступления сами по себе образуют общественно опасное деяние в виде недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

Момент окончания преступления в законе определен одним из двух факторов:


    -это либо извлечение дохода в крупном размере (примечание 1 к статье 178 УК РФ: доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пять миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере - двадцать пять миллионов рублей;
    -либо причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству (примечание 2 к статье 178 УК РФ: крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей, а особо крупным ущербом - три миллиона рублей).

Часть 2 статьи 178 УК РФ квалифицирует действия должностного лица, использующего свои должностные полномочия для недопущения, ограничения или устранения конкуренции перечисленными в законе способами.

Частью 3 охватывается совершение насильственных действий в отношении потерпевшего и причинение вреда здоровью.
Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, может быть выражена различными действиями, указанными непосредственно в законе - недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем ….

Важное значение для уяснения положений ст. 178УК РФ имеет Федеральный закон «О защите конкуренции», где раскрыто содержание понятий: конкуренция, монополистическая деятельность, товарный рынок и ряд других, уяснение которых необходимо для применения не только антимонопольного, но и уголовного законодательства. В статьях 10, 11, 15 и 16 указанного закона содержатся запреты совершения различных действий и соглашений, ограничивающих конкуренцию.

Субъектный состав правонарушения, предусмотренного ст. 178 УК РФ, типичен для преступлений в сфере экономической деятельности и определяется исходя из того, что согласно ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного уголовным законом.

Субъектный состав можно подразделить на три группы в зависимости от правового статуса лиц, совершивших преступление.

Во-первых, это субъекты предпринимательской деятельности: индивидуальные предприниматели - граждане, которые в соответствии со ст. 23 ГК занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (с момента государственной регистрации).

Во-вторых, субъектом преступления по данной статье могут выступать руководители хозяйствующих субъектов, финансовых организаций, их объединений (союзов или ассоциаций), а также некоммерческих организаций (за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью), независимо от того, являются ли они российскими гражданами, иностранными гражданами или лицами без гражданства.

В-третьих, это должностные лица федеральных органов исполнительной власти, Центрального Банка России, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, поскольку в силу своих полномочий по регулированию рыночных отношений они могут прямым или косвенным образом влиять на состояние конкурентной среды на рынке.

Характеризуя субъективную сторону рассматриваемого преступления, отметим его умышленный характер (прямой умысел) - виновное лицо, сознавая общественную опасность своего деяния, стремится не допустить, ограничить или устранить конкуренцию на соответствующем рынке.

Особенности расследования действий, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции в сферах естественных монополий

Как показывает практика, правонарушения данной направленности совершаются, в первую очередь субъектами естественных монополий или субъектами занимающими доминирующее положение на рынке в отношении субъектов предпринимательской деятельности.

Указанные правонарушения совершаются чаще всего на таких товарных рынках, как:


    -рынок услуг по передаче электрической энергии;
    - рынок услуг по передаче тепловой энергии;
    - рынок водоснабжения и водоотведения;
    - рынок ритуально-обрядовых услуг;
    - рынок по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и их утилизация;
    - рынок по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта и т.д.

Целью совершенных правонарушений являются:


    - устранение конкурентов с рынка; поддержание единых высоких цен, осуществление деятельности без тарифов (цен) установленных государством, нарушение порядка технологического присоединения к сетям энергоснабжающих организаций (отказы в присоединении, незаконное взимание платы, отказы от заключения договоров), отключение энергопринимающих устройств потребителей).

Приведу пример: Орловское УФАС России рассмотрело дело о нарушении антимонопольного законодательства и признало ООО «ОМЗ СДТ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 14.31 КоАП РФ (злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением). Основанием для возбуждения дел послужило заявление ООО «Орелтеплогаз».

ООО «ОМЗ СДТ», занимая доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и связанным с ним рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к своим электрическим сетям, нарушило требования антимонопольного законодательства в части:


    - не обоснованного отказа от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «Орелтеплогаз».
    - навязывания условий договора, невыгодных для ООО «Орелтеплогаз», экономически или технологически необоснованных, не предусмотренных нормативными правовыми актами, в результате чего были ущемлены интересы данного хозяйствующего субъекта,
    - создания дискриминационных условий для хозяйствующего субъекта.

Согласно вынесенного Орловским УФАС России постановления ООО «ОМЗ СДТ» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100,0 тыс. руб.
Постановление о наложении штрафа было обжаловано ООО «ОМЗ СДТ» в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций сделали однозначные выводы, что действия ООО «ОМЗ», направленные на отказ ООО «Орелтеплогаз» в технологическом присоединении не законны.

Основаниями и поводами к возбуждению уголовных дел данной категории в основном являются:

    -материалы, собранные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий;
    - материалы, собранные в процессе разбирательства по иным правонарушениям либо расследования иных преступлений;
    - заявления от граждан, сообщения от хозяйствующих субъектов, работающих на рынке, о нарушении правил добросовестной конкуренции и материалы проверок этих заявлений;
    - материалы, поступившие из антимонопольного органа.

При доказывании действий, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, на наш взгляд, необходимы знания и помощь сотрудников антимонопольных органов.

Поскольку рассматриваемые преступные деяния связаны с конкуренцией на товарном или финансовом рынке, в ходе следственных действий по уголовным делам, возбужденным по ст. 178 УК РФ, для установления и доказывания факта необходимо:

    1.Установить наличие конкурентных отношений между субъектами, действующими на рынке, с этой целью необходимо:
    • -собрать документы о регистрации субъектов экономической деятельности, получении ими соответствующих разрешений и лицензий, свидетельствующие о работе на одном сегменте рынка, занятии аналогичными видами деятельности, оказании однородных услуг и т.п.;
      - собрать документы (информацию) о наличии трудовых отношений лиц, проходящих по делу, с соответствующими субъектами экономической деятельности, конкурировавшими между собой
      получить заключение территориального антимонопольного органа о наличии конкурентных отношений между субъектами, действовавшими на рынке (данный факт фиксируется комиссией антимонопольного органа).

  • 2. При доказывании факта установления монопольно высоких (низких) цен: Установление монопольно высоких (низких) цен необходима квалификация с позиции Закона о конкуренции, где дано определение монопольно высокой и монопольно низкой цены. Чтобы вести речь о монопольно высоких (низких) ценах, необходимо сначала доказать факт наличия доминирующего положения организации на рынке, который устанавливается антимонопольным органом комиссионно.
    1)установить доминирующее положение хозяйствующего субъекта, финансовой организации на соответствующем сегменте рынка:
    • - получить заключение антимонопольного органа о возможности отнесения субъекта к монополистам на рынке;
      -получить сведения о доле субъекта, об оказываемых услугах;
      -установить условия и порядок обращения товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров на рынке
      -получить выписку из реестра, если организация включена в реестр предприятий-монополистов.

  • 2) фиксация факта установления монопольно высоких (низких) цен (данный факт фиксируется комиссией антимонопольного органа).

Выявление монопольных цен должно опираться на изучение реальной динамики цен с учетом инфляции, а также на исследование изменений объемов производства в натуральном выражении. В то же время формальные обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков монопольной цены, могут быть следствием рыночной конъюнктуры, а не противоправного поведения хозяйствующих субъектов.

Без проведения тщательного экономического анализа ситуации выявить такие монополистические действия весьма сложно, и для этого необходимо получить:

- документальное подтверждение установленного уровня цен;
- необходимые документы по динамике цен, объемов реализации товара, предоставленных услуг;
-документы по особенностям производства (издержкам, непроизводственным расходам и т.п.), предоставления услуг и уровне рентабельности на аналогичных субъектах рынка;
-о возможности отнесения цен к монопольно высоким или низким.

3. При доказывании факта ограничения конкуренции:

- зафиксировать наличие соглашения либо фактов согласованных действий субъектов определенного сегмента рынка, создания союзов, ассоциаций для чего собрать документы приказы и распоряжения руководителей соответствующих организаций, иные документы, свидетельствующие о проведении согласованных операций, сделок, допросить лиц, причастных к принятию указанных решений и совершению таких действий и т.п.
- собрать документы, свидетельствующие о контроле указанными субъектами более 35 % рынка;
-в территориальном антимонопольном органе получить заключение об ограничении добросовестной конкуренции в результате создания союзов, ассоциаций, заключения соглашений либо проведения согласованных операций на рынке;
-собрать документы, свидетельствующие о наличии соглашения между субъектом рынка и органами исполнительной власти, допросить лиц, причастных к принятию указанных решений и совершению таких действий.

В зависимости от способа ограничения конкуренции необходимо дополнительно доказать, что указанные соглашения прямо или косвенно направлены:

1) на раздел рынка, для чего необходимо провести анализ активности субъектов, действующих на рынке, в различных регионах; соотнести объемы продаж или закупок, видов предоставляемых финансовых услуг возможными участниками соглашения, а также проанализировать их деятельность по кругу продавцов, покупателей (заказчиков), потребителей финансовых услуг с целью определения дискриминируемых контрагентов, либо получающих преимущества при заключении договоров. Путем проведения оперативно-розыскных мероприятий установить факты достижения негласных договоренностей о разделе рынка, закрепить полученную информацию проведением допросов и иных следственных действий.
2) на ограничение доступа на рынок:

    • - доказывание ограничения свободы экономической деятельности субъектами, действующими на рынке путем физического воспрепятствования деятельности конкурента, причастности лиц, осуществлявших физическое воспрепятствование, к конкурирующей структуре;
      - ограничение доступа на рынок со стороны органов исполнительной власти (их должностных лиц)- неправомерный отказ в создании, реорганизации или ликвидации хозяйствующего субъекта или в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом предпринимательской деятельности; неправомерное установление запретов для хозяйствующих субъектов (запрет на ввоз продукции и т.п.); неправомерное закрепление требований, обязанностей в отношении предпринимателей (установление для хозяйствующего субъекта обязанности в первоочередном порядке поставить товар).

  • 3) на устранение с рынка других субъектов экономической деятельности:
    • - доказыванию подлежат обстоятельства, аналогичные вышеуказанным, повлекшие прекращение или приостановление деятельности хозяйствующего субъекта (финансовой организации) на рынке.

  • 4) установление или поддержание единых цен:

    • - доказывание соглашения или согласованных действий между хозяйствующими субъектами и иными органами по определению и предложению одинаковых цен на конкретные группы товаров или услуг;
      - доказывание противоправного характера действий по обеспечению соблюдения единых цен хозяйствующими субъектами, созданию условий по поддержанию установленных цен путем ограничения предложения товаров (услуг) на рынке, ограничения доступа на рынок покупателей (потребителей).

  • 4. Несмотря на то, что в результате монополистических действий и ограничения конкуренции может быть причинен вред либо создана угроза причинения вреда личности, обществу или государству, однако, поскольку состав преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ является формальным, наступление таких последствий не требуется. Преступление считается оконченным с момента совершения действий (бездействия), составляющих объективную сторону данного преступления.
    Вместе с тем, доказыванию подлежат:
    • -реальность осуществления высказанных в адрес потерпевшего угроз;
      -фактическое уничтожение или повреждение чужого имущества и (или) распространение сведений, которые могут принести существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких;
      -квалифицирующие признаки состава преступления (неоднократность, применение насилия, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, либо организованной группой);
      -характер и размер вреда, причиненного потерпевшему;
      -виновность лица, в совершении преступления, и обстоятельства, влияющие на степень его ответственности;
      -круг соучастников, степень их виновности и ответственности в соответствии с уголовным законодательством;
      и другие обстоятельства с учетом сложившейся по делу ситуации.

При производстве следственных действий устанавливаются и выявляются обстоятельства, подлежащие доказыванию по данной категории дел.

Доказывание каждого из перечисленных выше обстоятельств достигается путем проведения комплекса действий, содержание которого зависит от сущности совершенного противоправного деяния и конкретных обстоятельств дела, а это возможно только при осуществлении взаимодействия оперативных, следственных подразделений УМВД и антимонопольных органов.

Понятно, что сотрудники Управления организации оперативно-розыскной деятельности действуют в основном методами, порядок проведения которых регламентируется Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Вместе с тем, Управление считает, что в целях выявления правонарушений в сфере антимонопольного законодательства необходимо к данному вопросу подойти шире и осуществлять тесное взаимодействие между правоохранительными и антимонопольными органами, в плане проведения такого рода совместных занятий, семинаров-совещаний, обмена информацией, проведения совместных проверок по материалам (заявлениям), имеющимся как у правоохранительных органов, так и у антимонопольного органа.