Доклад "О реформировании законодательства о государственном и муниципальном заказе"

 

Солдатенкова И.В., заместитель руководителя-начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти

 

О реформировании законодательства о государственном

и муниципальном заказе

 

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации разработан проект федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (далее – закон о ФКС).

         Согласно пояснительной записке к проекту закона о ФКС, его разработка была необходима в связи с тем, что проблемы при размещении заказов невозможно было решить в рамках внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации в сфере государственных закупок.

Целями законопроекта являются повышение качества обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных и муниципальных  контрактов, обеспечение прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Законопроект регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, осуществлением закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, мониторингом, контролем и аудитом за соблюдением требований, предусмотренных законопроектом.

         В проекте закона о ФКС, например, предусмотрено:

- размещение на официальном сайте для неограниченного доступа не только информации о проведении процедур, но и планов закупок, результатов аудита контракта (публикации подлежат все существенные действия заказчика: обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта);

- введение института общественного контроля за государственными закупками, наделенного конкретными полномочиями, вплоть до включения членов совета в комиссии заказчиков;

- введение заказчикам  подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок, сотрудники которого несут персональную ответственность за соблюдение требований законодательства;

-  расширение процедур размещения заказов таким образом,  чтобы в зависимости от предмета закупки, заказчик мог определить наиболее адекватный метод оценки предложений участников. Предлагается основной способ выбора исполнителя контракта – открытый одноэтапный конкурс; электронный аукцион сохраняется только для закупок простых, типовых товаров;

 

- установление запрета на заключение контракта с единственным поставщиком в случае, если процедура не состоялась (для таких ситуаций предусмотрено использование упрощенной короткой процедуры запроса предложений)

- введение антидемпинговых мер, а именно - установление обязанности участника размещения заказа при представлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, представить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование;

- введение процедуры изменения и расторжения контракта, то есть возможность изменения или расторжения контракта должна быть обоснована заказчиком в плане закупок, оговорена в документации о закупке и в контракте;

- введение качественного аудита результатов исполнения контрактов.

В связи с принятием закона о ФКС утратит силу Закон № 94-ФЗ и все подзаконные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти (более 30 актов). Кроме того, потребуется внесение изменений в федеральные законы, например: Гражданский кодекс Российской Федерации,  Бюджетный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,
Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и другие.

В связи с принятием закона о ФКС потребуется принятие более 30 подзаконных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

По оценке специалистов управления введение закона о ФКС произойдет не ранее 2014 года.