• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Укрупнение закупок приводит к ограничению конкуренции

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

09.07.2019 Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом оглашена резолютивная часть постановления, согласно которой решение Арбитражного суда Орловской области от 08.05.2019 по делу № А48-10377/2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба КУ ОО «Орёлгосзаказчик» (о признании недействительным решения Орловским УФАС России), без удовлетворения.

Ранее, 04.09.2018 Орловским УФАС России (далее так же - Управление) было вынесено решение по делу № 073-18/03АЗ, в соответствии с которым признан факт нарушения КУ ОО «Орёлгосзаказчик» частей 1, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Нарушение выразилось в укрупнении закупок, путем объединения в каждую из закупок (аукционы по содержанию автомобильных дорог Орловской области, извещения №№0154200002717001102, 0154200002717001104, 0154200002717001105, 0154200002717001106, далее - Аукционы), нескольких технологически и функционально не связанных дорог.

Предметом закупок являлось выполнение работ на 389 объектах, расположенных в различных административных районах Орловской области (Болховский, Верховский, Глазуновский, Дмитровский, Должанский, Залегощенский, Знаменский, Колпнянский, Корсаковский, Краснозоренский, Кромской, Ливенский, Малоархангельский, Мценский, Новодеревеньковский, Новосильский, Орловский, Покровский, Свердловский, Сосковский, Троснянский, Урицкий, Хотынецкий, Шаблыкинский).

Начальная (максимальная) цена контрактов: 291 220 343,00 руб., 248 337 043,00 руб., 369 207 085,00 руб., 191 235 529,00 руб.

Размер обеспечения заявок на участие в Аукционах: 1 456 101,72 руб., 1 241 685,22 руб., 1 846 035,43  руб., 956 177,65 руб.

Размер обеспечения исполнения контрактов в Аукционах: 29 122 034,30 руб., 24 833 704,30 руб., 36 920 708,50 руб., 19 123 552,90 руб.

Победителем Аукционов признано ГУП ОО «Дорожная служба».

При рассмотрении Управлением дела было установлено, что фактически при описании объекта закупки КУ ОО «Орелгосзаказчик» в каждую из закупок были включены различные дороги (в том числе как региональные так и межмуниципальные), расположенные в разных районах области, которые пересекают территориальные границы районов, но и не являются единой составной частью одной дороги.

Установленные КУ ОО «Орелгосзаказчик» размеры обеспечения заявок на участие в Аукционах и размеры обеспечения исполнения контрактов являлись значительными, что влияло на количество участников Аукционов.

Объединение в одну закупку выполнения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Орловской области регионального и межмуниципального значения, расположенных в разных районах Орловской области, влечет за собой ограничение количества участников закупки, формирование закупок подобным образом исключает возможность участия в торгах организаций, заинтересованных в выполнении государственного контракта только в одном административном районе, ограничивает доступ к участию в аукционах субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем, проведение торгов разукрупненными закупками не препятствует одному хозяйствующему субъекту (более крупному) приобрести право на выполнение работ по нескольким таким закупкам.

В ходе рассмотрения дела были запрошены иные хозяйствующие субъекты (конкуренты ГУП ОО «Дорожная служба») и органы местного самоуправления о возможности осуществления ими деятельности по содержанию региональных и межмуниципальных дорог, дорог в рамках установленных КУ ОО «Орелгосзаказчик» транспортных коридоров, находящиеся на территории одного района; из полученных ответов, установлено, что возможности содержать определенные участки дорог в рамках одного района у многих хозяйствующих субъектов имеются.

Таким образом, укрупнение закупки нарушает принцип равнодоступности при проведении торгов, исключает возможность участия в торгах отдельных участников рынка, ограничивает возможность соперничества на аукционе за право заключения контракта и выполнения работ по предмету контракта, что может привести к ограничению конкуренции при проведении торгов и запрещено частями 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела (до момента вынесения решения) КУ ОО «Орелгосзаказчик» при проведении новых аукционов по содержанию автомобильных дорог Орловской области, разукрупнило проводимые ранее закупки, и провело 7 новых аукционов, в связи с чем, предписание об устранении нарушений, не выдавалось.

В настоящее время рассматривается вопрос о привлечении должностных лиц КУ ОО «Орелгосзаказчик» к административной ответственности за указанное выше нарушение антимонопольного законодательства.