Позиция ФАС России по ситуации на рынках нефтепродуктообеспечения России.

В настоящий момент Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) считает, что цены на розничном рынке автомобильных топлив не соответствуют рыночной ситуации. Одной из основных причин этого является поведение крупнейших вертикально-интегрированных компаний (ВИНКов), в том числе, поддержание монопольно высоких цен на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.

            В 2008 году ФАС России вместе с территориальными органами рассмотрели порядка 150 дел о нарушениях антимонопольного законодательства на рынке автомобильных и авиационных топлив.

Осенью 2008 года ФАС России признала четыре крупнейшие вертикальноинтегрированные компании, а именно: ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК» «Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» нарушившими антимонопольное законодательство. Компаниям было выдано предписание с рядом положений, которые направлены на создание здоровых конкурентных условий. Кроме того, на указанных юридических лиц были наложены штрафы на общую сумму порядка 6 млрд. рублей.

            В настоящий момент, несмотря на публичные заявления компаний о соответствии своих действий нормам антимонопольного законодательства, в рамках судебных разбирательств указанные нефтяные компании оспаривают конкретные положения выданных предписаний. Законность решений ФАС России, в том числе, о наложении штрафов в отношении небольших участников рынка, не имеющих сопоставимых возможностей при рассмотрении делi в. судах, во многих случаях подтверждаются несколькими судебными инстанциями.

Указанные выше предписания ФАС России содержат в себе требования по ведению бизнеса, являющиеся безальтернативной практикой, принятой на цивилизованных рынках (США, ЕС и др.):

-   не допускать экономически  и технологически  необоснованного сокращения
поставок нефтепродуктов на внутренний рынок для обеспечения устойчивого
предложения топлива на внутреннем рынке в соответствии с уровнем спроса,

-  обеспечить на постоянной основе реализацию внутри страны нефтепродуктов на
товарной   бирже   или   электронной   торговой   площадке,   что   позволило   бы
обеспечить  увеличение   количества  участников,   равный  доступ   к  торгам  -
факторы, необходимые для установления рыночного порядка ценообразования на
топливо,

-  не допускать компенсации снижения доходов от экспорта нефти на зарубежные
рынки путем повышения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке,

-  вести раздельный учет затрат и доходов между организациями, входящих в
структуру данных компаний. Эта мера необходима для обеспечения прозрачности
ценообразования,

- обеспечить возможность заключения прямых контрактов на оптовую реализацию нефтепродуктов на недискриминационных условиях, прежде всего, в отношении компаний, не входящих в одну группу лиц с данными нефтяными компаниями, т.е. для независимых участников рынка, что, в конечном итоге, будет способствовать развитию малых и средних топливных компаний, формированию здоровой конкурентной среды.

            В период падения мировых цен на нефть и падения доходов от реализации нефти на экспорт, вертикально-интегрированные нефтяные компании пытаются восполнить убытки путем завышения цен на монополизированных ими внутренних рынках нефтепродуктов.

            В конце 2008 - начале 2009 года на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива практически во всех регионах России наблюдалось существенное отставание темпов снижения розничных цен от темпов снижения цен на нефть и темпов снижения оптовых (закупочных) цен на нефтепродукты. Данная ситуация означает неоправданный рост доходности розничных продаж вследствие злоупотребления на локальных розничных рынках, и по данным фактам на сегодняшний день территориальные управления ФАС России возбудили порядка 30 дел в отношении участников топливного рынка на территории страны.

            С середины февраля 2009 года нефтяные компании в течение месяца резко (до 75% по некоторым видам автомобильного топлива) увеличили оптовые цены, по которым продукция реализуется с нефтеперерабатывающих заводов. Оба эти процесса имеют нерыночный характер и являются планомерным изменением ценовой политики вертикально-интегрированных нефтяных компаний. По фактам злоупотребления на оптовых рынках, географическими границами которых является вся Россия, дела будет рассматривать центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы. 17 февраля 2009 года ФАС России приняла решение о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении нефтяных компаний ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» на оптовом рынке нефтепродуктов. Всего в 2009 году планируется оценка деятельности на соответствие антимонопольному законодательству более 250 крупных и мелких компаний, занятых в  сфере деятельности нефтепродуктообеспечения..

            Орловское УФАС России (Управление) на протяжении последних 10 лет постоянно осуществляет мониторинг товарного рынка нефтепродуктообеспечения региона. Мониторингом охвачены семь наиболее крупных хозяйствующих субъекта, действующих на данном товарном рынке.

            По результатам мониторинга товарного рынка в 2008 году Управлением было возбуждено пять дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Часть дел рассмотрено, по ним приняты меры антимонопольного реагирования.        

            В настоящее время в производстве Управления находится два дела возбужденных по признакам нарушения антимонопольного законодательства,  в том числе одно дело -  по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении ЗАО «Орелнефтепродукт». Управление, отслеживая в 4 квартале 2008 года динамику розничных цен устанавливаемых данным хозяйствующим субъектом на нефтепродукты отметило, что темп их снижения отстает от темпов снижения цен на нефть и темпов снижения оптовых (закупочных) цен на нефтепродукты. Управление пришло к выводу, что ЗАО «Орелнефтепродукт» имеет неоправданный рост доходности от розничных продаж  нефтепродуктов, злоупотребляя доминирующим положением и возбудило производство по делу.

            В настоящее время производство по возбужденным делам приостановлено, так как решение и предписание Орловского УФАС России, вынесенное ранее по аналогичному делу в отношении ЗАО «Орелнефтепродукт» обжаловано обществом в Арбитражном суде. Жалоба находится в стадии рассмотрения.

            В 2009 году  по сравнению с концом 2008 года произошел рост оптовых цен  на нефтепродукты, закупаемые розничными продавцами регионального  рынка в среднем более чем на 40% на автомобильные бензины и более чем на 50% на дизельное топливо летнее. Однако, соответствующего роста розничных цен на  бензины и дизельное топливо  потребители области в этом году не ощутили, наоборот, розничные цены медленно но изменяются в сторону уменьшения и продолжают оставаться одними из самых низких в Центральном федеральном округе.

            Управление активно продолжает осуществлять  мониторинг товарного рынка нефтепродуктообеспечения Орловской области, своевременно реагируя на действия участников товарного рынка нефтепродуктообеспечения, в том случае, если эти действия имеют признаки нарушения антимонопольного законодательства.