Нарушая рекламное законодательство, кредитно-финансовые организации и предприниматели вводят потребителей в заблуждение

РОССИЯ (Карачаево-Черкесская Республика, Кировская, Оренбургская, Орловская и Томская области). Территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России сообщают об очередных выявленных нарушениях в сфере рекламы финансовых услуг (предыдущую подборку на эту же тему см. здесь ).

Напоминаем читателям «Рекламного совета», что о нарушениях закона о рекламе, защите конкуренции, которые обнаружили антимонопольное ведомство и его управления в регионах, читайте на нашем сайте в разделе «Контроль. РФ ».

На первый раз прощается

УФАС по Карачаево-Черкесской Республике (КЧР) выявило признаки нарушения рекламного законодательства в рекламе индивидуального предпринимателя (ИП) - владелицы магазина «Шубы». Баннеры располагались в Черкесске на пересечении улицы Умара Алиева и Международной улицы, а также на улице Ленина, 73. В рекламе говорилось, что в магазине «Шубы» есть возможность воспользоваться услугами кредитования для приобретения товаров, но отсутствует наименование (имя) лица, оказывающего кредитные услуги данной торговой точке, тогда как любая реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (часть 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», см. «Справку» в конце подборки).

В связи с тем, что данные нарушения были устранены ИП до рассмотрения дела, комиссия УФАС по КЧР решила не выдавать рекламодателю предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

А имя где?

Комиссия Кировского УФАС, рассмотрев обращение физического лица, признала ненадлежащей рекламу финансовых услуг, распространённую в газете «Округа плюс» следующего содержания:

«Любое. Дорого. Выезд. КУПИМ АВТО. Деньги под залог авто. <>».

Здесь рекламируется залоговая деятельность, но наименование организации, предоставляющей финансовые услуги, не указано. Кроме того, объектом рекламирования являются финансовые услуги, на оказание которых требуется специальное разрешение, но у рекламодателя его нет.

Рекламодателю и рекламораспространителю выданы предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, а именно требований пункта 7 статьи 7, частей 1 и 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»).

Признаки нарушения имеются

УФАС по Оренбургской области возбудило дело в отношении ПК «Семейная копилка» по признакам нарушения требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»). С заявлением на действия кооператива обратился КПК «Сервис капитал».

Признаки нарушения рекламного законодательства усмотрены в телевизионном ролике на одном из областных телеканалов, в котором потребительский кооператив анонсирует высокую доходность - до 18% годовых. Информация о процентной ставке содержит существенные условия предложения, которые транслируются на последней заставке продолжительностью трансляции в 5 секунд. Кроме того, в заставке наименование и адрес кооператива указаны более крупным шрифтом, чем сами условия финансового предложения, что затрудняет восприятие содержания рекламы. В таком случае информация о существенных условиях предложения ПК «Семейная копилка» не доводится до потребителей надлежащим образом. При этом искажается действительный смысл информации о процентной ставке, а использование рекламодателем такого визуального приёма, как различный размер шрифта, может ввести в заблуждение потребителя относительно объекта рекламирования, что не отвечает требованиям закона о рекламе.

Ещё одно дело Оренбургское УФАС рассмотрит по заявлению гражданки о неоднократном получении ею смс-рекламы, содержащей персональные данные, с предложением оформить вклад в интернет-банке с повышенной ставкой, а также оформить мультикарту «ВТБ Visa». Заявительница указала, что давала согласие на получение информации о продуктах и услугах банка, однако позже направляла заявления на отзыв согласия на получение информации и обработку персональных данных.

В соответствии с частью 1 статьи 18 закона о рекламе распространение рекламы посредством использования телефонной связи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Сведения, указанные в смс-сообщении, не носят персонализированного характера, несмотря на личное обращение (имя, отчество), представляют интерес для неопределённого круга лиц и, следовательно, являются рекламой.

Комиссия Оренбургского УФАС установит, нарушает ли данная реклама требования ФЗ «О рекламе».

Полная информация отсутствовала

За ненадлежащую рекламу пенсионной карты Орловское УФАС оштрафовало «Россельхозбанк» на 100 тысяч рублей. Банк умолчал о части условий, которые влияли на сумму расходов и доходов по карте тарифного плана «Пенсионный».

В рекламе финансовых услуг «Россельхозбанка» указывалась процентная ставка по тарифному плану «Пенсионный» - «Пенсионная карта» - на остаток средств на счёте пенсионной карты - до 7% годовых. Однако в ходе рассмотрения дела управление установило, что в рекламе отсутствовала существенная информация об условиях, влияющих на сумму доходов, а именно: порядок начисления процентов на остаток денежных средств на счёте карты, основных и дополнительных процентов и др., а также информация об условиях, влияющих на сумму расходов - размер комиссии за обслуживание карты, счёта и др.

Таким образом, реклама приводила к искажению смысла информации и способствовала введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

За допущенное нарушение Орловское УФАС привлекло АО «Россельхозбанк» к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей. Также оштрафовано должностное лицо банка - на 4 тысячи рублей.

«Создавая привлекательные условия получения финансовой услуги, реклама стимулировала население для обращения в «Россельхозбанк» для получения «Пенсионной карты» с процентной ставкой до 7%, однако полная информация об условиях предоставления финансовой услуги по данному тарифному плану отсутствовала, что могло ввести потребителей в заблуждение»,

- прокомментировал врио руководителя Орловского УФАС Андрей Кирьянов.

Услуга могла повлечь негативные последствия

Томское УФАС возбудило дело в отношении ООО «Микрокредитная компания «Сибирская финансовая группа» по признакам нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»).

Ранее сотрудники управления выявили факт распространения наружной рекламы, размещённой на фасаде здания на улице Елизаровых в Томске, содержащей признаки нарушения рекламного законодательства. Информация об оказании ООО «МКК «СибФинГрупп» финансовых услуг содержала единственное условие, влияющее на стоимость предоставляемого микрокредитной организацией кредита (займа), в то время как такая реклама должна содержать и все остальные условия, определяющие полную стоимость услуги. Так, в качестве единственного условия указано - от 0,4%. Между тем, к условиям, влияющим на стоимость кредита, наряду с процентной ставкой относятся условия о сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заёмщика, связанных с получением кредита. Таким образом в рекламе отсутствуют исчерпывающие сведения обо всех условиях, влияющих на стоимость рекламируемой услуги для потребителя, что препятствует обоснованности и объективности принимаемого заёмщиком решения о заключении договора займа. Обязанность полного отражения в рекламе указанных сведений способствует защите прав потребителей услуг. Указание же неполных сведений об условиях предоставления услуги может ввести в заблуждение потребителей о доступности рекламируемой услуги и повлечь негативные финансовые последствия для них.

Справка

В соответствии с не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 7 статьи 7 не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В силу части 1 статьи 28 реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 3 статьи 28 , если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заёмщика и влияющие на неё.

Согласно части 13 статьи 28 реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Алексей АНДРЕЕВ по материалам территориальных УФАС России