Существует ли возможность для муниципального заказчика заключить контракт с единственным поставщиком в ситуации, когда проведение конкурентной процедуры нецелесообразно ввиду срочности и важности закупаемых работ, в том числе без соблюдения требований Фед

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ (далее также - Закон) данный нормативно-правовой акт регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся прежде всего заключения гражданско-правовых договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 12.14 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (далее - контракт).
Органы местного самоуправления, в силу ч. 1 ст. 1п.п. 368 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, являются муниципальными заказчиками и обязаны руководствоваться Законом при заключении гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг во всех случаях, помимо прямо оговоренных в данном Законе. То есть в случае возмездного приобретения органом местного самоуправления товаров, работ, услуг такое приобретение должно осуществляться с соблюдением закупочных процедур, установленных Законом*(1).
Отметим, что гражданско-правовой договор, заключенный без соблюдения требований Закона, может быть признан судом недействительным (п. 1 ст. 166п. 1 ст. 168 ГК РФ, п.п. 74-76 постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25, постановление Шестнадцатого ААС от 16 июля 2018 г. N 16АП-2252/18, постановление Одиннадцатого ААС от 23.05.2016 N 11АП-5242/16). При этом заключение договора без соблюдения требований Закона влечет административную ответственность для заказчика и его должностных лиц (ст.ст. 7.29-7.32 КоАП РФ, постановление УФАС по Орловской области от 15 февраля 2018 г. N 229-17, решение УФАС по Смоленской области от 25 августа 2016 г. N 06-16).
2. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - контрагент) или осуществляют закупки у единственного контрагента. При этом заказчики выбирают способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 Закона и не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 1ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
Закупка у единственного контрагента осуществляется заказчиком только в определенных Законом случаях. Большинство пунктов ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ требуют наличия особых обстоятельств, делающих закупку иным способом фактически невозможной или очевидно нецелесообразной (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Только п.п. 45 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускают выбор этого способа определения контрагента в зависимости только от суммы закупки (цены заключаемого контракта) - 100 тыс. руб. по общему правилу и 400 тыс. руб. для заказчиков, перечисленных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ - и доли закупки на основании данных пунктов в совокупном годовом объеме закупок.
Таким образом, закупка у единственного контрагента может быть осуществлена, только если она подходит под основания, указанные в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При этом указанная норма не содержит такого общего основания, как "срочность осуществления закупки", либо сформулированного подобным образом основания.
В то же время отметим, что заказчик вправе осуществлять закупки у единственного контрагента на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в том числе вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), непреодолимой силы. Закупка по указанному основанию может быть осуществлена при условии, что применение иных способов определения контрагента, требующих затрат времени, нецелесообразно и закупается такое количество товара, объем работ, услуг, которые необходимы для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации или непреодолимой силы*(2). Между тем при закупке для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации необходимо учитывать, что закупаемые товары, работы, услуги не должны быть включены в соответствующий Перечень - в противном случае закупка должна производиться путем запроса котировок в порядке, определенном ст.ст. 80-82 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, если у заказчика отсутствуют основания для закупки по указанному основанию у единственного контрагента, осуществить необходимую закупку заказчик должен посредством конкурентной процедуры либо на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Отметим, что заключение контракта с единственным контрагентом в нарушение требований Закона, на наш взгляд, в зависимости от обстоятельств может быть квалифицировано как правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.ч. 1 и 2 ст. 7.29 КоАП РФ (решение ФАС России от 20 июля 2016 г. N П-133/16, решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 мая 2017 г. по делу N 7/2-190/2017). Добавим также, что хотя уголовная ответственность собственно за нарушения в сфере контрактной системы в УК РФ не предусмотрена, однако, в зависимости от обстоятельств, должностные лица заказчика могут быть привлечены к ответственности, в том числе по ст. 285.1 УК РФ (Нецелевое расходование бюджетных средств).