• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

УФАС проанализировало рост цен в орловских магазинах

Сфера деятельности: Розничная торговля

В управлении ФАС подчеркнули, что мониторинг ценовой ситуации на потребительском рынке региона ведётся постоянно. Однако в связи с жалобами орловцев на заметный рост цен были проведены дополнительные проверки.
Антимонопольщики изучили, как формируетсястоимость продуктов питания по цепочке от производителя до продавца. Выводы оказались ожидаемыми. В отсутствии жёсткого государственного регулирования цен на продовольствие, каждый стремится извлечь для себя наибольшую выгоду. Было бы удивительно, если бы было иначе.
УФАС отмечает, что в целом рынок продовольственных товаров в регионе является конкурентным. Однако в некоторых сельских районах он монополизирован. То есть, там есть несколько крупных торговых точек, которые диктуют свои условия. Значит, диктуют и цены.
В Орле ситуация иная. Здесь магазинов столько, что государственный стандарт по обеспечению среднестатистического горожанина торговыми площадями уже несколько лет, как превышен более чем вдвое. Наибольшая доля на рынке, по данным УФАС, принадлежит крупным торговым сетям: ЗАО «Паллада торг» (владеет магазинами «Сберегайка», «Апельсин» и «Росинка», ЗАО «Корпорация ГРИНН» («Линия»), ООО «Европа», ОАО «Седьмой континент» (гипермаркет «НАШ»), ООО «Атолл-продукты» и ЗАО «Тандер» («Магнит»).
Как выяснили антимонопольщики, между продавцами и производителями существует прослойка посредников – так называемых поставщиков. Причём это не только оптовые предприятия, но и небольшие фирмы и даже индивидуальные предприниматели, у которых, видимо, «все схвачено». Однако при анализе договоров, которые заключаются в этой цепочке, УФАС нарушений закона не нашло. Правда, у каждой торговой сети в контрактах прописаны собственные условия и требования к поставщикам.
И это, видимо, влияет на стоимость товара. УФАС установило, что одни и те же продукты питания в разные торговые сети поставляются оптовиками по разным ценам. Кроме того, у каждой сети — собственные наценки. Вот почему в одном магазине, скажем, бутылка минеральной воды стоит 25 рублей, а в другом – 30. Хотя произведены они были на одном заводе, а развёз их по магазинам один и тот же поставщик.
«Розничные цены на аналогичные виды продуктов питания являются у каждой торговой сети индивидуальными», — констатирует УФАС. Что, впрочем, горожане и сами давно подметили.
Впрочем, проанализировав ситуацию в целом, антимонопольщики пришли к выводу, что случаинеобоснованного завышения цен все-таки имеют место. Иначе стоимость продуктов везде была бы одинакова. Экономические расчёты с приложением материалов проверок УФАС направило в прокуратуру Орловской области, чтобы та дала правовую оценку.
От себя антимонопольщики направили торговцам восемь «рекомендаций по сдерживанию цен на продовольственные товары первой необходимости».
Кстати, по мнению УФАС, заметный рост цен на продукты фиксировался только до середины октября 2014 года. Затем «индекс потребительских цен на продовольственные товары начал постепенно снижаться, за исключением риса шлифованного, пшена, вермишели и макаронных изделий, а также капусты, огурцов и помидоров, снижение индексов роста цен на которые начал наблюдаться с декабря 2014 года». Наверное, рядовой покупатель может с этим поспорить.