Наружная реклама и проблемы взаимодействия участников рекламного рынка с органами власти и ОМС

Наружная реклама и проблемы взаимодействия участников рекламного рынка с органами власти, местного самоуправления в части соблюдения требований законодательства о рекламе

(на примере Орловской области).

 

Вопросы, связанные с размещением и распространением наружной рекламы регулируются статьёй 19 Федерального закона от

13.03.2006г, № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

Согласно указанной нормы закона, право регулировать отношения, возникающие в результате размещения наружной рекламы и рекламных конструкций на территориях соответствующих городских, районных, сельских поселений предоставлено только органам местного самоуправления.

Данной нормой определено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или городского округа.

Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Участником торгов не вправе быть лицо, занимающее преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах, или же если по результатам проведения аукциона или конкурса лицо приобретает преимущественное положение,

Преимущественным положением признается такое положение хозяйствующего субъекта на рекламном рынке когда его доля в этой сфере на указанных территориях превышает 35% (за исключением случаев, если на территории муниципального района или городского округа установлено не более чем десять рекламных конструкций). Доля лица в сфере распространения наружной рекламы определяется как отношение общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории, к общей площади информационных полей всех рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы на этой территории.

Таким образом, для того чтобы разместить наружную рекламу например в городе Орле, лицу осуществляющему деятельность в данной сфере необходимо подать заявление в ОМС, и только после проведения муниципалитетом торгов, лицу выигравшему торги может быть выдано разрешение на размещение рекламной конструкции и заключен контракт, при условии что доля этого лица на территории ОМС не превышает 35%. В случае несоблюдения указанных требований закона, разрешения, выданные ОМС подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.

Законодатель определил, что установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

В соответствии со статьей 33 Закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Анализ норм Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» показывает, что антимонопольным органам предоставлено право на применение пресекательных мер только в части содержания распространяемой рекламной информации.

Согласно статьи 38 Закона «О рекламе» за нарушение требований статьи 19 Закона «О рекламе» административная ответственность не предусмотрена. Таким образом, у антимонопольных органов отсутствуют полномочия на пресечение правонарушений, связанных с размещением рекламных конструкций без разрешения ОМС.

ОМС в текущем году неоднократно обращались в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее – Управление) с заявлениями о самовольной установке рекламораспространителями рекламных конструкций в городе Орле, а также о неисполнении ими предписаний о демонтаже установленных средств наружной рекламы без разрешения ОМС. Помощь Управления в разрешении данной проблемы могла заключаться только в разъяснении функций и полномочий муниципалитетов и антимонопольных органов.

Вместе с тем, законодатель предоставил право органу местного самоуправления в случае невыполнения обязанности по демонтажу рекламной конструкции обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.

В то же время, правоприменительная, в том числе судебная практика показывает, что получить положительное решение судебной инстанции о принудительном демонтаже рекламной конструкции на основании выданного ОМС предписания возможно только лишь при неукоснительном соблюдении последним требований Федерального Закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно:

1.                                   Проверка должна быть оформлена надлежащим образом.

2.                                   Проверяемое лицо необходимо проинформировать о проведении проверки исполнения предписания заблаговременно. Факт заблаговременного информирования хозяйствующего субъекта о проведении проверки должен быть отражен в акте проверки.

3.                                   Проверка исполнения предписания должна проводиться в присутствии представителя хозяйствующего субъекта, а так же 2-х незаинтересованных понятых.

4.                                   В акте о результатах проведения проверки должно быть отражено: способ фиксации факта нарушения (наименование применяемых технических средств); запись о приобщении фото, видео материалов к акту.

5.                                   Фото, видео материалы должны отражать дату и время проведения проверки.

При несоблюдении указанных требований, собранные доказательства могут быть признаны судом ненадлежащими и добытыми с нарушением требований действующего законодательства РФ.

В целях разрешения указанных проблем, Управлением в рамках адвокатирования конкуренции постоянно проводится работа, направленная на информирование субъектов рекламного рынка о требованиях Закона «О рекламе», в том числе статьи 19 указанного Закона. Осуществляются консультации по данному вопросу.

В настоящее время Управлением с УМИЗ администрации города Орла, заключено соглашение о взаимодействии в сфере соблюдения законодательства РФ о рекламе.

Аналогичные Соглашения заключены между Управлением и администрациями городов Ливны и Мценска.

Данными Соглашениями предусмотрены мероприятия, направленные на проведение совместных плановых и внеплановых выездных проверок, а также на предоставление обоюдной информации в рамках статьи 19 Закона «О рекламе» с целью последующего определения субъектного состава товарного рынка рекламы, круга лиц - претендентов на участие в торгах на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности.