Интервью с заместителем руководителя Орловского УФАС России –начальником отдела естественных монополий и рекламы Гришуновой Е.Н. по актуальным вопросам особенностей распространения звуковой рекламы.

-Не так давно  в Закон «О рекламе» были внесены изменения, касающиеся требований к распространению звуковой  рекламы. Расскажите поподробнее об этих нововведениях.

-Действительно, согласно требованиям части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», вступившим  в силу с 25.08.2021, распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, не допускается. Это было сделано для защиты интересов граждан в целях снижения на них нежелательной информационной нагрузки в виде звуковой рекламы в общественных местах.

-То есть теперь звуковая  реклама в общественных местах полностью запрещена?

-Требования части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» не применяются к звуковой рекламе, которая распространяется с использованием звукотехнического оборудования, размещаемого не на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений. Как следствие, само по себе распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, размещаемого не на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, нарушением требований Федерального закона «О рекламе» не является.

Однако Законом «О рекламе» запрещается распространение звуковой рекламы, которая распространяется с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах любых зданий, строений, сооружений, в том числе не являющихся многоквартирными жилыми домами, и вне зависимости от того, на каком расстоянии от многоквартирных жилых домов расположено такое звукотехническое оборудование. Как следствие, распространение звуковой рекламы, которая распространяется с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах любых зданий, строений, сооружений, в том числе на территориях всех без исключения городских парков, набережных, уличных ледовых катков, иных спортивных площадок, пляжей, городских ярмарок, не допускается вне зависимости от заключенных гражданских-правовых договоров на распространение рекламы, а также вне зависимости от уровня громкости такой рекламы.

-Этот запрет может касаться оборудования, которое,  например,  транслирует музыкальные композиции или осуществляет радиовещание?

-Положения части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» распространяются исключительно на конструкции, транслирующие рекламу. На звуковое оборудование, транслирующее музыку или иную информацию, не являющуюся рекламой и не содержащую рекламу, положения Федерального закона «О рекламе», в частности части 3.2 статьи 19 указанного Закона, не распространяются. Более того,  требования, предусмотренные частью 3.2 статьи 19 указанного Федерального закона не распространяются и на социальную рекламу.

- Расскажите поподробнее о способах установки звукопроизводящих устройств для воспроизведения  рекламы, которые в настоящее время  запрещены.

-Положения части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» не закрепляют запрет распространения звуковой рекламы в зависимости от способов установки звуковоспроизводящих устройств. Учитывая изложенное, часть 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» запрещает распространение звуковой рекламы на любых конструкциях, в том числе не являющихся рекламными конструкциями, которые монтируются и располагаются на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений. К иным техническим средствам стабильного территориального размещения следует относить любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые размещены стационарно, прочно связанны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (т.е. с объектами недвижимого имущества) и не предназначены для перемещения.

Таким образом, например, колонка, воспроизводящая рекламу, которая закреплена на столбе, прочно связанным с землей, подпадает под запрет части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе». К сооружениям также могут быть отнесены в том числе линии электропередач, столбы освещения, остановочные пункты движения общественного транспорта, а под иными конструктивными элементами здания, строения, сооружения, указанными в статье 19 Федерального закона «О рекламе», могут пониматься представляющие собой часть такого объекта недвижимого имущества крыльцо, наружные лестницы, балконы, лоджии, террасы, веранды, отдельные стойки (колонны, столбы) для поддержки перекрытий, стен или крыши. При этом приведенный перечень не является исчерпывающим.

Кроме того,  распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на элементах таких сооружений как линии электропередач и столбы освещения, Федеральным законом «О рекламе» не допускается.

-Кто несет ответственность за нарушение рассматриваемой нормы Закона «О рекламы»?

Стоит отметить, что в силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение части 3.2 статьи 19 данного Закона несет рекламораспространитель.

Соответственно, антимонопольный орган при выявлении факта распространения рекламы, указанной в части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», принимает меры по установлению лица, ответственного за распространение такой рекламы, и применяет к нему меры, установленные законодательством, в целях пресечения распространения такой рекламы и привлечения виновного лица к административной ответственности.

-Каким органом контролируется  распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, размещаемого не на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений?

-Нормами Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пунктом 19 части 1 статьи 14, пунктом 25 части 1 статьи 16, пунктом 10 части 1 статьи 16.2) к вопросам местного значения отнесено утверждение правил благоустройства территории соответствующего муниципального образования, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального образования, организация благоустройства территории муниципального образования в соответствии с указанными правилами. При этом согласно статье 2 цитируемого закона правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Таким образом, орган местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вправе определять порядок и возможность размещения звуковой рекламы, которая распространяется в случаях, не подпадающих под порядок установки и эксплуатации рекламной конструкции, установленный в статье 19 Федерального закона «О рекламе», а также звукотехнического оборудования, используемого для распространения информации, не подпадающей под понятие рекламы.

- В случае выявления факта распространения звуковой рекламы с нарушением требований части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» возможно ли обратиться в антимонопольный орган с заявлением и сообщить о данном факте?

-Да, порядок обращения физических и юридических лиц в антимонопольный  орган закреплен  в том числе в Правилах рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября  2020  года № 1922.