Обзор положительной правоприменительной практики Орловского УФАС России по теме специализации

Орловское УФАС России является исполнителем по теме специализации «Проблемные вопросы применения законодательства о рекламе (Федеральный закон от 13.03.2003 № 38-ФЗ) (в т.ч. контроль за соблюдением законодательства РФ о рекламе, проверки, фиксация нарушения, доказательства»).

В 2022 году вступили в законную силу

- решение Орловского УФАС России по делу N 057/05/8-764/2020 от 17.05.2021г., по результатам рассмотрения которого АО «ОТП Банк» (юридический адрес: 125171, г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 16а, стр. 2, ОГРН 1027739176563, ИНН 7708001614) было признано лицом, нарушившим требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы финансовых услуг посредством смс-рассылки;

- постановление Управления о наложении штрафа N 09 от 23.08.2021г.  в размере 300 000 рублей по делу N 057/04/14.3-525/2021 об административном правонарушении в отношении АО «ОТП Банк» за нарушение требований законодательства РФ о рекламе,

 проходившие стадии судебного обжалования.

Судами 2–х инстанций была поддержана позиция антимонопольного органа о том, что распространяемая посредством смс-сообщений информация «Валерий Павлович! Специально для Вас кредит наличными до 1 млн. руб. Предложение действует до 21.12.2020. Подробнее: 0707. Код CMC: КН204101. АО «ОТП Банк», полученная с согласия абонента, вместе с тем является рекламой финансовых услуг и противоречит требованиям части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

В рамках рассмотрения спора в антимонопольном органе и в судебных инстанциях АО «ОТП Банк» в обоснование своей позиции и заявленных требований указывало, что индивидуальное предложение Банка о кредите на сумму до 1 000 000 рублей было предоставлено клиенту Банка путем направления смс-сообщения на его персональный телефонный номер и не является сообщением рекламного характера, а является индивидуальным предложением и носит информационный характер. Клиент выражает свое согласие на осуществление Банком рассылки сообщений по сети подвижной радиотелефонной связи (по указанным клиентом номерам мобильной связи, имеющимся в распоряжении Банка).

Банк полагал, что отправка CMC-сообщений была достаточно персонифицированной, так как в совокупности учитывала уникальные для каждого клиента особенности состояния его карточного счёта/договора, кредитной истории. Рассылка CMC-сообщений осуществлялась единовременно и носила разовый характер, распространялась для определённых клиентов, отобранных вышеуказанным образом. Повторение её на прежних условиях для тех же клиентов не предусмотрено. Указанные условия не рассчитаны на неопределенный круг лиц. Какие-либо письменные претензии/жалобы от заявителя, в том числе заявления об исключении его телефонного номера  из соответствующих баз Банка, письменные или устные (через Контакт-Центр Банка) требования о прекращении направления Банком предложений об услугах не поступали. В случае их поступления, ситуация была бы незамедлительно урегулирована. Также Банк отметил, что клиенту со стороны Банка не был причинен ущерб и все необходимые выплаты в соответствии с условиями акции были осуществлены со стороны Банка.

Вместе с тем, судами 2-х инстанций  была поддержана позиция антимонопольного органа  о том, что в данном случае информация «Валерий Павлович! Специально для Вас кредит наличными до 1 млн.руб.!Предложение действует до 21.12.2020. Подробнее: 0707. Код CMC: КН204101. АО «ОТП «Банк» отвечает всем признакам рекламы.

Сообщение было распространено с помощью смс-рассылки, адресовано неопределенному кругу лиц, направлено на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование и поддержание интереса к ним, их продвижение на рынке, следовательно, является рекламой.

Рассматриваемое СМС-сообщение было направлено на привлечение внимания к услугам Банка и на формирование у потенциальных заемщиков желания воспользоваться рекламируемой финансовой услугой - кредитованием. Рассматриваемая реклама содержала существенное условие предоставления кредита, влияющее на его стоимость - сумма 1 000 000 рублей.

В рекламе АО «ОТП Банк» условия оказания финансовых услуг частично отсутствовали. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о рекламируемом товаре приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой. В связи с чем, антимонопольный орган обоснованно пришел к выводу, что реклама Банка противоречила требованиям части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

Оценивая правомерность применения меры административной ответственности к Банку в виде штрафа в размере  300 00 рублей по части  1, части 6  статьи  14.3 КоАП РФ, суды указали следующее:

Требования законодательства о рекламе, а также установление административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающей специальными познаниями. Следовательно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Банка к своим публично-правовым обязанностям. Отсутствие последствий само по себе не является основанием для квалификации правонарушения в качестве малозначительного. С учетом изложенного, совершенное АО «ОТП Банк» правонарушение не является малозначительным, поскольку посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии прав потребителей и установленный порядок в области распространения рекламы, тем более в настоящем случае распространенная Заявителем реклама повлекла за собой нарушение прав и законных интересов конкретного физического лица - ее потребителя, что, по мнению суда, уже исключает возможность применения к рассматриваемой ситуации положений ст. 2.9 КоАП РФ.

С учетом того, что раннее АО «ОТП Банк» привлекалось к административной ответственности за нарушение требований законодательства РФ о рекламе иными территориальными органами ФАС Росси, т.е системного характера правонарушения, должностным лицом Орловского УФАС России было обоснованно  принято решение о применении к АО «ОТП Банк» более строгого административного наказания, предусмотренного частью 1, частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ (а именно: штраф в размере 300 тысяч рублей), т.к. назначение штрафа в меньшем размере не позволило бы  достичь целей, установленных КоАП РФ (в частности ч.2 ст.4.4 КоАП РФ).

В связи с вышеизложенным полагаем, что данные судебные решения, вступившие в законную силу,  помогут сформировать единообразную позицию территориальных органов ФАС  России по рассмотрению заявлений физических лиц в  отношении смс-рекламы (даже при наличии согласия на ее получение), оценке ее содержания и рассмотрению возбужденных дел по аналогичным фактам.

Номера судебных дел: № А48-6980/2021, № А40-186487/21