За не соблюдение требований статьи 15 Закона о размещении заказов предусмотренна административная ответственность

 

В целях исполнения поручения президиума Сонета при Президенте Российской Федерации но противодействию коррупции от 09.09.2009 № А4-14173 ФАС России информирует об особенностях привлечения к административной ответственности должностных лиц заказчиков за не размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального чакона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) государственные заказчики, за исключением случаен размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок.

Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые размещается у субъектов малого предпринимательства, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.1 1.2006 № 642.

В связи с внесенными изменениями в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) Федеральным законом от 17.07.2009 № 160-ФЗ «О «несении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» за нарушение части 1 статьи 15 Закона о размещении заказов в частях II, 12 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ не размещение должностным лицом государственного или муниципального заказчика заказов па поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 12 статьи 7.30 КоАП РФ размещение должностным лицом государственного или муниципального заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере более чем 20 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

Размер не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема размещения заказов у субъектов малого предпринимательства необходимо применять к общей сумме средств для размещения заказов у субъектов малого предпринимательства, по перечню товаров, работ, услуг размещение заказов па которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, а не от каждого вида продукции, указанного в перечне.

Таким образом, для определения объема средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства:

а)  заказчик определяет общую сумму средств, выделенных на закупку
товаров, работ, услуг, входящих в перечень (например, общая сумма заказа
100 млн. руб., общая сумма средств по перечню у заказчика составляет 50
млн. рублей).

б) исходя из 50 млн. рублей заказчик определяет объем (min объем
средств -  10% и
max объем средств - 20 %), подлежащий размещению у
субъектов малого предпринимательства. Таким образом, min объем средств,
подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства, - 5 млн.
рублей    и   
max    объем    средств,    размещаемый    у    субъектов    малого
предпринимательства заказа, - 10 млн. рублей.

в) заказчик самостоятельно определяет одну или несколько позиций по перечню, по которым будет размещен заказ путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства.

Указанная позиция отражается в совместном письме Федеральной антимонопольной службы от 17.08.2009 № AL1/27510 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.08.2009 № 13497-Л11/Д05 (копия прилагается).

Также сообщаем, что по итогам 2009 года территориальными органами ФАС России, центральным аппаратом ФАС России будет осуществляться проверка по соблюдению заказчиками части 1 статьи 15 Закона о размещении заказов. В случае несоблюдения заказчиками указанной нормы территориальные органы и центральный аппарат ФАС России будут обязаны привлечь виновных лиц к административной ответственности.

Письма аналогичного содержания ФАС России направлены руководителям федеральных ведомств и субъектов Российской Федерации.

1 Прошу указанную информацию довести также до сведения муниципальных заказчиков в срок до 29.10.2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ 18 августа 2009 г. N 13497-АП/Д05

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖЬА

17 августа 2009 г. N АЦ/27510

ПИСЬМО

О РАЗЪЯСНЕНИИ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЧАКОНА

ОТ 21 ИЮЛЯ 2005 Г. N 94-ФЗ В ЧАСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ

У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В целях разъяснения вопросов, поступающих от государственных (муниципальных) заказчиков о разъяснении применения положений статьи 15 Федерального чакона от 21 июля 2005 г. IN 94-ФЗ "О размещении заказов на нос ганки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 94-ФЗ) в части обязан] юсти государственных (муниципальных) заказчиков осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства. Минэкономразвития России и ФАС России направляют настоящие разъяснения.

Законом 94-ФЗ предусмотрена обязанность государственных (муниципальных) заказчиков осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере tie менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего головою объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии е перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения специальных процедур, предусмотренных для субъектов малого предпринимательства (за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства (часть 1 статьи 15 Закона)).

Постановлением Правительства Российской Федерации oi 17 марта 2009 г. N 217 "Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов па которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства" (далее - Постановление N 237) установлен перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов па которые осуществляется у субъектов малою предпринимательства (далее - перечень).

1. Размер не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема размещения заказов у субъектов малого предпринимательства необходимо применять к общей сумме средств для размещения заказов у субъектов малого предпринимательства, по перечню товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малою предпринимательства, а не от каждого вида продукции, указанного в перечне.

Таким образом, для определения объема средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства:

а)  заказчик определяет общую сумму средств,  выделенных  на закупку товарок,
работ,  услуг,   входящих   в   перечень  (например,  общая   сумма  средств   по   перечню  у
заказчика составляет 50 млн. рублей);

б)  исходя из 50 млн. рублей заказчик определяет объем (min объем средств - 10% и
max    объем     средств    -    20%).    подлежащий     размещению    у    субъектов    малого


предпринимательства. Таким образом, min объем средств, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства, - 5 млн. рублей и max объем средств, размещаемый у субъектов малого предпринимательства заказа. - 10 млн. рублей:

в) заказчик самостоятельно определяем одну или несколько позиций по перечню, по которым будет размешен заказ нулем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства.

2.         Заказчик самостоятельно выбирает способ размещения заказа (конкурс, аукцион
или   запрос   котировок),   при   этом   устанавливает   начальные   (максимальные)   цены
контрактов   (цепы   лотов),   которые   не   должны   превышать   значений,   установленных
Постановлением Правительства Российской Федерации N 237 (15 млн. рублей).

3.  При размещении заказов в соответствии со статьей  15 Закона 94-ФЗ участники
размещения  заказа должны  соответствовать следующим   требованиям,  установленным
статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г, N  209-ФЗ  "О развитии  малого и
среднего предпринимательства Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ):

а) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований,  иностранных юридических лиц,
иностранных    граждан,    общественных    и   религиозных    организаций    (объединений),
благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде)
указанных   юридических   лиц   не   должна   превышать   двадцать   пять   процентов   (за
исключением    активов   акционерных    инвестиционных    фондов    и   закрытых   паевых
инвестиционных   фондов),   доля   участия,   принадлежащая   одному   или    нескольким
юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна
превышать двадцать пять процентов;

б) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна
превышать   следующего   предельного   значения   средней  численности   работников  для
субъектов малого предпринимательства - сто человек включительно;

в)  выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную
стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и
нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать
предельные   значения,   установленные    Правительством    Российской   Федерации   для
субъектов малого предпринимательства.

4.  Заказчиком при проведении торгов (открытого конкурса, открытого аукциона)
должны соблюдаться следующие требования:

-   в извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона, конкурсной
документации, документации об аукционе должна содержаться информация о том, что
участниками таких торгов могут являться только субъекты малого предпринимательства и
участники размещения заказа должны соответствовать требованиям Закона N 209-ФЗ:

-   с целью проверки сведений о размере уставного (складочного) капитала {паевого
фонда) субъектов малого предпринимательства указать в конкурсной документации или
документации об аукционе требование о предоставлении участником размещения заказа в
составе заявки на участие в конкурсе или аукционе копии учредительных документов
(устав, учредительный договор), заказчик должен указать в конкурсной документации и в
документации об аукционе необходимость соответствия участника данным требованиям;

-   с целью проверки численности работников участника размещения заказа (средняя
численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать ста
человек    включительно)    заказчик    должен    указать    в    конкурсной    документации,
документации об аукционе необходимость соответствия участника размещения заказа
данным требованиям;

-   с целью проверки выручки участника размещения заказа от реализации товаров
(работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовую стоимость
активов   (остаточная   стоимость   основных   средств   и    нематериальных   активов)   за
предшествующий   календарный   год   (не   должна   превышать   предельные   значения
 установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 556 (400 млн. рублей) заказчик должен указать в конкурсной документации и в документации об аукционе необходимость соответствия участника данным требованиям.

Для подтверждения соответствия требованиям, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ, участник размещения заказа должен представить учредительные документы и продекларировать в заявке на участие в конкурсе, заявке на участие в аукционе соответствие требованиям, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ. Дополнительной проверки участника размещения заказа на соответствие установленным заказчиком требованиям не требуется.

5.   При  проведении  запроса  котировок заказчик должен  указать  в извещении  о
запросе     котировок     необходимость    соответствия     участника     размещения     заказа
требованиям пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ.

Участник размещения заказа декларирует в котировочной заявке соответствие требованиям, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ (о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого предпринимательства, о численности работников за предшествующий календарный год, о выручке от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год). Требовать oi участника размещения заказа при проведении запроса котировок копии учредительных документов не допускается.

6.    В   случае,   если   в   конкурсной   документации   (документации   об   аукционе),
извещении о запросе котировок установлены в форме заявки требования пунктов I. 2, 3
части  1  статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ, участник  торгов
обязан  в составе  заявки  на участие  в торгах продекларировать соответствие данным
требованиям.   Если   в   заявке   на   участие   в   торгах   участник   размещения   заказа   не
продекларировал соответствие требованиям пунктов 1, 2. 3 части ] статьи 4 Федерального
закона   от   24   июля   2007   г.   N   209-ФЗ,   такой   участник   не   допускается   конкурсной
(аукционной) комиссией к участию в торгах. В случае, если в конкурсной документации
(документации   об   аукционе),   извещении   о   запросе   котировок   в   форме   заявки   не
содержится требование о соответствии пунктам  1. 2. 3 части  1 статьи 4 Федерального
закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ. заказчик не вправе отклонять заявку участника
размещения заказа, в которой не продекларировано соответствие указанным требованиям.

Таким образом, в случае соблюдения всех вышеперечисленных требований заказчиком заказ у субъектов малого предпринимательства считается размещенным, то есть объем товаров, работ, услуг, на поставку, выполнение, оказание которых проводились такие торги, запрос котировок учитывается в общем годовом объеме, предусмотренном частью 1 статьи 15 Закона.

Просим довести данное письмо до сведения всех подведомственных государственных и муниципальных заказчиков.

Статс-секретарь -

заместитель Министра

экономического развития

Российской Федерации

А.В.ПОПОВА

Статс-секретарь -

заместитель руководителя

Федеральной антимонопольной службы

А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ