Высший Арбитражный суд РФ возбудил надзорное производство

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Орловское УФАС России, Управление) было принято решение о возбуждении дела №100-06/05 АЗ по признакам нарушения закрытым акционерным обществом «Орелнефтепродукт» (г. Орел, ул. Маяковского, 40; далее - ЗАО «Орелнефтепродукт», Общество) статьи 5 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», выразившегося в установлении монопольно-высоких цен на бензин АИ-92 в период с 01.08. по 01.09.2006г.

Определением от 02.11.2006 Комиссия Управления по рассмотрению данного дела в связи с вступлением в силу с 26.10.2006 Федерального закона №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) изменила квалификацию состава правонарушения со статьи 5 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее - Закон о конкуренции) на статью 10 Закона о защите конкуренции», содержание которой соответствовало норме ранее действовавшего Закона о конкуренции.

По результатам рассмотрения дела ЗАО «Орелнефтепродукт» было признано «... нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем установления монопольно высоких цен на бензин АИ-92 в период с 01.09. по 05.09.2006 года». Комиссией Орловского УФАС России на основании решения от 30.10.2008г. по делу №100-06/05 АЗ (пункт 2 решения) было выдано Предписание «о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которое выразилось в установлении монопольно высоких цен на автомобильный бензин АИ-92, для чего в срок до 10.12.2008г. перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства, в сумме 50820 рублей». Кроме того, пунктом 2 Предписания, Общество было обязано сообщить в Орловское УФАС России до 15.12.2008 года о выполнении предписания с представлением документов, подтверждающих его исполнение

Не согласившись с принятым решением и выданным предписанием, ЗАО «Орелнефтепродукт» обратилось Арбитражный суд Орловской области (далее - Арбитражный суд) с заявлением о признании недействительным решения и предписания Орловского УФАС России по делу № 100-06/05 АЗ.

Решением Арбитражного суда от 05.02.2009 по делу № А48-4998/08-8 были удовлетворены требования ЗАО «Орелнефтепродукт» о признании недействительными решения и предписания Орловского УФАС России от 30.10.2008г.

Орловское УФАС России (заявитель-ответчик по делу) подало апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда. Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд Постановлением от 07.05.2009г. оставил решение Арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу Управления без удовлетворения.

Федеральный Арбитражный суд Центрального округа Постановлением от 03.08.2009г. по делу № А-48-4998/08-8 решение суда первой инстанции от 05.02.2009 и постановление апелляционного суда апелляционной инстанции от 07.05.2009 оставил без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

По мнению Орловского УФАС России Решение Арбитражного суда Орловской области от 05.02.2009, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009, Постановление Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 03.08.2009, не приводят к единообразному толкованию и применению арбитражными судами норм права, а также не способствуют защите публичных интересов в сфере государственного антимонопольного контроля в весьма важной отрасли народного хозяйства - нефтепродуктообепечения, а значит в соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) имеются основания для их пересмотра в порядке надзора.

Орловское УФАС России считает, что выводы арбитражных судов трех инстанций являются ошибочными и не полностью соответствуют обстоятельствам дела.

27 октября 2009 года Высшим Арбитражным судом Российской Федерации заявление Управления принято и возбуждено надзорное производство.