Продовольственный рынок Орловской области продолжает оставаться в поле зрения Орловского УФАС России
Орловское УФАС России (далее – Управление) исполняет возложенные на него функции в рамках антимонопольного законодательства, руководствуясь федеральными законами «О защите конкуренции», «О торговле» при исполнении поручения ФАС России по обеспечению еженедельного мониторинга оптово-отпускных цен на отдельные виды продовольственных товаров (письмо от 12.08.2014 № ИА/32275-ПР/14).
Как показывает практика антимонопольного контроля, рост цен на продовольственные товары начинается у производителя этих товаров. Поэтому, Управлением были проведены проверочные мероприятия в отношении трех региональных производителей мясной и молочной продукции (ЗАО АПК «Орловская Нива», ЗАО «Болховский сыродельный завод», ОАО «Глазуновский маслодельный завод»). В отношении еще одного производителя – ОАО Агрофирма «Ливенское мясо» проверка продолжается.
В результате проверки ОАО «Глазуновский маслодельный завод» по выявленным признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в установлении экономически необоснованных оптово-отпускных цен на молочную продукцию, приводящих к ущемлению экономических интересов оптовых покупателей и к навязыванию им невыгодных условий договора на поставку продовольственных товаров, маслодельному заводу выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий.
В ходе проверки ЗАО «Болховский сыродельный завод» нарушений антимонопольного законодательства при установлении оптово-отпускных цен на сыры твердые и творог весовой 9%, не выявлено.
Завершена проверка в отношении ЗАО АПК «Орловская Нива». Инспекция Управления, проводившая проверку, пришла к выводу, что у Общества не было экономических оснований для увеличения в сентябре т.г. розничных цен на производимую продукцию мяса птицы в том, размере, на который они были увеличены. Однако учитывая то обстоятельство, что Общество не занимает доминирующего положения на региональном товарном рынке мяса птицы и на него не распространяются требования статьи 10 Закона «О защите конкуренции», а также, что до завершения проверки Общество самостоятельно снизило розничные цены на свою продукцию, Управление ограничилось выдачей соответствующих рекомендаций.
Начиная с августа текущего года, в Управление поступило 87 заявлений (письменных и устных) по поводу роста цен на продовольственные товары. Все они рассматриваются в установленном порядке; ответы заявителям направляются.
Налажен и проводится постоянный анализ уровня цен на продовольственные товары в торговых сетях. При анализе динамики цен, устанавливаемых торговыми предприятиями области на продовольственные товары, признаков нарушения антимонопольного законодательства Управлением не установлено.
Напомним, что противоправными действиями по антимонопольному законодательству являются: 1) нарушение статьи 10 Закона «О защите конкуренции» - злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на определенном товарном рынке; 2) нарушение статей 11 и 11.1, которыми установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов.
Следует отметить, что в Орловской области ни одна торговая сеть не занимает доминирующего положения на товарном рынке розничной реализации продовольственных товаров: этот рынок конкурентный.
Возникают вопросы к торговым предприятиям, так как при установлении ими отпускных и розничных цен на товары торговая наценка в абсолютной величине растет. Несмотря на то, что данный вопрос не относится к сфере деятельности антимонопольного органа, Управление направляет торговым сетям рекомендации по применению гибких наценок на продукты питания.
Кроме Орловского УФАС России наблюдение за рынками продовольственных товаров ведут: органы исполнительной власти региона, органы местного самоуправления, органы статистики и другие контролирующие органы.
Количественные показатели, характеризующие контрольную деятельность Управления на продовольственных рынках приведены в таблице по состоянию на 15.12.2014 года.
Сведения | |||||||
об обращениях по поводу роста цен на продовольственные товары и результатах их рассмотрения за период с 07.08.2014 по 15.12.2014 | |||||||
| Поступило обращений | Рассмотрено | В работе | ||||
Всего | в том числе | Всего | С направ-лением ответов заявителю | Разъяс-нено устно | |||
устных | письмен-ных | ||||||
Количество | 87 | 57 | 30 | 81 | 25 | 56 | 6 |
Проведено проверок, включая незавершенные (контрольных мероприятий) и осуществлено иных действий в инициативном порядке | 54 |
|
|
|
|
|
|
Приобщено обращений к проводимым проверкам | 13 |
|
|
|
|
|
|
Выявлено признаков нарушения законодательства | 2 |
|
|
|
|
|
|
Возбуждено дел о нарушении антимонопольного законодательства, в т.ч. административных производств | 9 |
|
|
|
|
|
|
Рассмотрено дел о нарушении антимонопольного законодательства, в т.ч. административных производств | 9 |
|
|
|
|
|
|
Результат расмотрения: |
|
|
|
|
|
|
|
Выдано предписаний (предупреждений), включая рекомендации | 4 |
|
|
|
|
|
|
Наложено штрафов | 2 |
|
|
|
|
|
|
Объявлено устное замечание | 7 |
|
|
|
|
|
|
Вопросы по телефону: (4862) 73-15-20, Володько И.Н.