О ценовой ситуации на социально значимых товарных рынках Орловской области в 1 квартале 2015 г.

Орловское УФАС России (далее - Управление, антимонопольный орган) постоянно осуществляет контроль за состоянием региональных продовольственных рынков во исполнение Постановления Правительства № 778 от 07.08.2014 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», и поручения руководителя ФАС России Артемьева И.Ю. от 12.08.2014 № ИА/32275-ПР/14. О ходе работы по контролю за состоянием продовольственных рынков направлялась информация: Главному Федеральному инспектору в Орловской области; ФАС России, Губернатору Орловской области, Председателю Орловского областного Совета народных депутатов в декабре 2014 года и в феврале 2015 года.

Результаты работы Управления на товарном рынке продтоваров размещаются на сайте Управления.

Кроме принятия мер реагирования по поступающим обращениям граждан, связанных с ценами на продовольственные товары, Управление в 2015 году уделяет больше внимание контролю за соблюдением торговыми сетями, поставщиками и производителями продовольственных товаров антимонопольного законодательства при заключении договоров поставки продуктов питания. При этом, следует отметить, что товарные рынки продовольственных товаров в Орловской области конкурентны. Индекс Герфиндаля – Гиршмана (ННI) колеблется от 1200 до 500. Лишь в некоторых сельских районах области они монополизированы (локальные рынки продтоваров).

В январе 2015 года Управлением совместно с органами прокуратуры были проведены проверки крупных розничных торговых предприятий г. Орла: ЗАО «Паллада торг» (Сберегайка, Апельсин, Росинка), ЗАО «Корпорация ГРИНН» (Линия), ООО «Европа», ОАО «Седьмой континент» (гипермаркет НАШ), ООО «Атолл-продукты», ЗАО «Тандер» (Магнит).

В процессе проведения проверок кроме оценки ценовой политики торговых сетей была проанализирована договорная практика, существующая между сетевыми розничными продавцами, поставщиками и производителями продовольственных товаров. При анализе договоров признаков нарушения норм антимонопольного законодательства не выявлено: у торговых сетей формы, заключенных договоров и прописанные в них существенные условия различны.

Кроме того, проведенными проверками было установлено, что в торговые сети поставляются продовольственные товары одного наименования по различным для разных торговых сетей оптовым ценам, уровень розничных наценок, устанавливаемый каждой отдельно взятой торговой сетью на идентичный перечень продуктов питания разный, вследствие чего розничные цены на аналогичные виды продуктов питания являются у каждой торговой сети по уровню цен индивидуальными.

В феврале – марте текущего года были проведены проверки в отношении оптовых поставщиков продовольственных товаров. В ходе проведения проверок, кроме оценки ценовой политики, были осуществлены встречные проверки договорных отношений поставщиков и торговых сетей, признаков нарушения требований антимонопольного законодательства при заключении договоров не установлено. Для торговых сетей формы, заключенных договоров на поставку продовольственных товаров различны.

В марте были осуществлены контрольные мероприятия в отношении производителей молочной продукции, в ходе которых также анализировалась договорная практика. При анализе договоров, заключенных как с розничными торговыми предприятиями, так с оптовыми покупателями молочной продукции признаков нарушения антимонопольного законодательства выявлено не было; формы, заключенных договоров на поставку продуктов питания различны для отдельно взятых торговых сетей, оптовых перепродавцов. Отпускные цены на поставляемые в торговые сети аналогичные виды продуктов питания у каждого поставщика и производителя различны.

Однако, в актах проверок торговых сетей, оптовых поставщиков, производителей инспекциями Управления квалифицированы действия хозяйствующих субъектов по установлению цен, в ряде случаев, как установление экономически необоснованных цен.

По результатам проведенных проверок Управлением было направлено 8 рекомендаций по сдерживанию цен на продовольственные товары первой необходимости в адрес торговых сетей и оптовых поставщиков.

Материалы по всем проведенным проверкам были направлены в прокуратуру Орловской области. Прокуратурой Орловской области в отношении предприятий, осуществляющих розничную и оптовую продажу продовольственных товаров, по материалам Управления, были приняты меры прокурорского реагирования.

 

По состоянию на 20 апреля текущего года по сравнению с 4 августом 2014 года наибольший рост показывают цены на следующие продовольственные товары: масло подсолнечное – 30,87%, рыба мороженая неразделанная – 38,21%, яйца куриные – 35,0%, рис – 42,69%, крупа гречневая-ядрица – 90,4%, яблоки – 29,63%, картофель – 36,69%, морковь – 54,29, огурцы – 190%, лук репчатый – 45,23%, помидоры – 209,12%, капуста – 168,33%.

По данным мониторинга, проводимого Управлением, что подтверждается информацией органов статистики, индекс потребительских цен на продовольственные товары имел устойчивую динамику роста до середины октября 2014 года. С середины октября индекс потребительских цен на продовольственные товары начал постепенно снижаться, за исключением риса шлифованного, пшена, вермишели и макаронных изделий, а также капусты, огурцов и помидоров, снижение индексов роста цен на которые начал наблюдаться с декабря 2014 года.

В текущем году стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в расчете на месяц в Орловской области составляла: в январе – 11085,4 руб.; в феврале - 11227,6 руб.; в марте – 11395,5 руб.; ниже стоимость была только в Курской и Липецкой областях на 300- 500 руб. (среди регионов Центрального федерального округа).

 

Рынок нефтепродуктов.

Ситуация на региональном товарном рынке нефтепродуктообеспечения постоянно находится в поле зрения Орловского УФАС России. В ходе осуществления мониторинга оптовых и розничных цен на автомобильные бензины и дизельное топливо Управление направило в адрес крупнейших региональных розничных продавцов нефтепродуктов письма о мерах по стабилизации розничных цен на автомобильное топливо, реализуемое на АЗС области на период проведения весенних полевых работ.  Как показывает поведение оптовых продавцов, они отреагировали на рекомендации антимонопольного органа.

Уровень розничных цен на нефтепродукты в регионе у самого крупного поставщика, например, по состоянию на 24.04.2015 колеблется на бензины АИ 92 от 31,20 – 31,70 руб./литр, на дизельное топливо от 32,95 руб./литр до 33,05руб./литр.

Уровень мелкооптовых цен на 24.04.2015 на бензин АИ- 92 составляет 35000 руб./тонн, на дизельное топливо 35400 руб./тонн.

 

Рынок лекарственных средств.

Региональный товарный рынок розничной торговли лекарственными средствами и товарами медицинского назначения с 2008 года находится в системном наблюдении Орловского УФАС России.

Управлением в 2015 году по результатам рассмотрения поступивших обращений с жалобами на аптечные учреждения г. Орла и Орловской области, доля которых на локальных товарных рынках составляет более 35 процентов, направлено 29 рекомендаций о необходимости проведения сдержанной ценовой политики при установлении цен реализации на лекарственные препараты. Как показывает практика, аптечные учреждения рекомендациями Управления руководствуются