Методика измерений громкости рекламы
В связи с вступлением в силу с 03.08.2015 Приказа ФАС России от 22.05.2015 №374/15 «Об утверждении Методики измерений соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы» Орловское УФАС России сообщает
Указанная Методика разработана во исполнение положений части 12 статьи 14 и части 11 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» и определяет порядок и критерии установления соответствия уровня громкости звука рекламы, сообщения о последующей трансляции рекламы и анонсов над средним уровнем громкости звука прерываемой ими теле-, радиопрограммы или теле-, радиопередачи.
Согласно части 12 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей: трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи.
В соответствии с частью 11 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой радиопрограммы или радиопередачи.
При этом, в силу части 16 статьи 14, а также части 14 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» требования части: 12 статьи 14 и части. 11 статьи 15 указанного закона распространяются также на информацию о телепередачах или радиопередачах, транслируемых по соответствующему телеканалу или радиоканалу (далее - анонсы), сообщения о названии радиопрограммы и частоте ее вещания, а также иной информации о данной телепрограмме или радиопрограмме.
Нормы части 12 статьи 14 и части 11 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» предусматривают возможность выявления антимонопольными органами превышения уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости звука прерываемой ею теле-, радиопрограммы или теле-, радиопередачи как в ходе наблюдения за соблюдением требований к уровню громкости звука рекламы, так и в результате проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения требований законодательства о рекламе в соответствии со статьей 35.1 Федерального закона «О рекламе».
Таким образом, антимонопольные органы осуществляют надзор за соблюдением соответствия уровня громкости звука рекламы уровню громкости прерываемых ею теле-, радиопрограмм или теле-, радиопередач как в ходе мониторинга телерадиовещания, так и в рамках осуществления плановых и внеплановых проверок, в том числе при поступлении соответствующих обращений юридических и физических лиц.
Осуществление записи трансляции телеканала или радиоканала в рамках надзора за соблюдением требований к уровню громкости звука рекламы осуществляется именно сотрудниками антимонопольных органов. Таким образом, в случае поступления в антимонопольный орган обращения, в котором указывается на превышение уровня громкости рекламы над уровнем громкости прерываемой ею теле-, радиопрограммы, в целях проверки фактов, изложенных в обращении, территориальным органам следует самостоятельно осуществить запись соответствующего теле-, радиоканала. При этом записи, приложенные к обращению, не принимаются для проведения проверки измерения.
Стоит также отметить, что Методика не содержит требований к месту осуществления записи теле-, радиопрограмм, позволяя осуществлять такую запись в любом населенном пункте Российской Федерации.
Запись телепрограммы или радиопрограммы должна содержать как минимум один целый блок рекламы или анонсов, содержащий в себе только полные рекламные сообщения или анонсы.
При этом длительность каждого дорекламного и пострекламного фрагмента должна в обязательном порядке составлять не менее 5 минут. В случае, если длительности дорекламного и пострекламного фрагмента в записи составляет менее 5 минут, такая запись не подлежит измерению на соответствие уровня громкости звука рекламы среднему уровню громкости звука прерываемой ею телепрограммы (радиопрограммы), телепередачи (радиопередачи).
Для целей осуществления оперативного контроля уровня громкости перенаправляемых в ФАС России записей теле-, радиопрограмм одновременно с направлением непосредственно записей теле-, радиопрограмм также направлять фрагменты данной записи, подготовленные к измерению, а именно:
· отдельно дорекламный фрагмент, продолжительностью не менее 5 минут;
· отдельно пострекламный фрагмент, продолжительностью не менее 5
минут;
· отдельно полный блок рекламы или анонсов.
Для выделения фрагмента записи определённой продолжительности из записи вещания теле--, радиоканала большей продолжительности можно воспользоваться, например, свободно распространяемой программой видео редактора VSDC Free Video Editor (fhttp://www.videosoftdev.com/rii/free-v.ideo- editor/download).
Запись телепрограммы или запись радиопрограммы используется в незашифрованном виде, в виде медиа файла, записанного с некомпрессированным аудио сопровождением в формате РСМ, с частотой дискретизации 48кГц, формат видео сопровождения может быть MPEG- 2/MPEG-4. Медиа контейнер для видеозаписи - AVI, для аудиозаписи - WAV. Видео и звуковые составляющие записи должны воспроизводиться на ПЭВМ совместимых системах под управлением операционных систем семейства Microsoft Windows с помощью программного обеспечения, распространяемого под свободной лицензией.
Удостовериться в правильности формата записи можно с помощью, например, свободно распространяемого программного обеспечения «Медиаинфо» (https://mediaarea.net/ru/MediaInfo).
Согласно пункту 4 Методики для целей измерения соотношения уровней громкости звука рекламы или анонсов и прерываемой ими теле-, радиопрограммы или теле-, радиопередачи источником записи может являться сигнал:
· эфирного аналогового вещания,
· эфирного цифрового вещания,
· аналогового кабельного вещания,
· цифрового кабельного/IPTV вещания.
Следовательно, запись теле-, радиопрограммы должна осуществляться из одного из таких источников. Запись трансляции теле-, радиоканала с экрана телевизора с помощью видеозаписывающих средств не является получением записи из указанных в пункте 4 Методики источников сигнала.
Для осуществления записи теле-, радиопрограммы аналогового вещания в территориальных органах рекомендуется установить и использовать ТВ тюнер для приема аналогового телевидения.
В ФАС России имеется единственный на данный момент в системе антимонопольных органов аппаратно-программный комплекс, предназначенный для измерения соотношения уровней громкости звука рекламы и теле-, радиопрограмм.
Соответственно, записи и фрагменты записей теле-, радиопрограмм, подготовленные территориальными органами ФАС России в соответствии с пунктом 5 Методики, передаются в ФАС России без каких-либо изменений с сопроводительным письмом для последующего измерения соотношения уровней громкости звука рекламы и теле-, радиопрограмм.
При этом, в сопроводительном письме в обязательном порядке должны быть отражены все сведения, указанные в пункте 4 Методики, а именно:
· наименование телепрограммы или радиопрограммы, запись которой передаётся;
· дата и время, в которые была произведена запись;
· населенный пункт и субъект Российской Федерации, в котором осуществлена запись;
· источник записи.
Передача записи телепрограммы, или записи радиопрограммы из территориального органа в ФАС России может осуществляться как через внешний носитель информации, так и через электронные системы связи.
Пресс-служба
Орловского УФАС России
47-58-04, 47-58-90