Итоги государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе

ФАС России подвела итоги осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе за 2015 год, в связи с чем Орловское УФАС России информирует

В 2015 году антимонопольные органы рассмотрели 14664 заявления (в 2014 году – 22603 заявлений) о несоответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе. В результате проделанной работы возбуждено производство 6598 дел по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, в ходе рассмотрения которых пресечено 7870 нарушения (в 2014 году – 7245 дел и 8062 нарушения).

В зависимости от характера нарушения и его негативных последствий для конкуренции, потребителей и общества в целом антимонопольные органы применяют к нарушителям меры административного наказания и административного воздействия.

Так, в 2015 году возбуждено 5066 дел об административных правонарушениях (в 2014 году – 5796 дел), по результатам рассмотрения которых вынесено 3984 постановления о наложении штрафа на сумму 199 597 600 рублей (в 2014 году – 3562 постановления на сумму 151 819 800 рублей), в том числе 231 постановление за неисполнение предписания о прекращении нарушения на сумму 29 666 000 рублей (в 2014 году – 20 постановлений на сумму 4 382 000 рублей).

В соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, вынесено 4726 предписаний о прекращении нарушения (в 2014 г. – 4831 предписание).

Наибольшее число нарушений в 2015 году, равно как и в 2014 году, связано с распространением рекламы по сетям электросвязи без согласия абонента – 31,4% всех выявленных нарушений (в 2014 году – 47,17% всех выявленных нарушений), при этом во второй половине 2015 года наметилась тенденция к снижению такого вида нарушений Федерального закона «О рекламе». На фоне такого значительного количества выявленных нарушений при распространении рекламы по сетям электросвязи, процентное соотношение иных нарушений в общем числе выявленных сократилось, однако общий характер выявляемых нарушений в сфере рекламы сохраняется. По прежнему довольно велико количество нарушений в сфере рекламы финансовых услуг – 12,24% всех нарушений (в 2014 году – 11,16% от выявленных нарушений). Число нарушений в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг и биологически активных добавок практически на том же уровне – 7,61% всех нарушений (в 2014 году – 6,8% всех нарушений). Распространение рекламы, водящей в заблуждение, в 2015 году составило 7,48% всех нарушений, что вполне сопоставимо с данными 2014 года (в 2014 году – 6,13% всех нарушений). Количество недостоверной рекламы выросло по сравнению с предшествующим годом – в 2015 году такие нарушения составили 9,75% всех нарушений (в 2014 году – 6,28%).

Количество нарушений в рекламе алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, сохранилось примерно на том же уровне, что и в предыдущем году (в 2015 году – 4,87% всех нарушений, в 2014 году – 4,04%).

Количество недобросовестной рекламы не претерпело существенных изменений: в 2015 году – 1,98% всех нарушений (в 2014 году – 1,09%), а также количество неэтичной рекламы в 2015 году – 1,65% (в 2014 году – 1,25%).