Орловское УФАС о рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации
Орловское УФАС России информирует субъектов рекламного рынка о требованиях к рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
Требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины установлены статьей 24 Федерального закона «О рекламе».
Положения указанной статьи Федерального закона «О рекламе» содержат как специальные требования к способам и формам распространения такой рекламы, так и к содержанию такой рекламы.
Так, часть 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» допускает размещение (распространение) рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации исключительно в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
При этом часть 3 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» устанавливает, что реклама медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации не должна:
- содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
- создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
- содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.
Кроме того часть 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» обязывает сопровождать рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, за исключением такой рекламы, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и иной рекламы, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Таким образом, Федеральный закон «О рекламе» допускает размещение (распространение) рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации исключительно в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных- мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях при условии соответствия такой рекламы как общим требованиям к рекламе, установленным статьей 5 данного Федерального закона, так и специальным Требованиям к рекламе, установленным частью 3 статьи 24 указанного Федерального закона.
При этом указывать в такой рекламе предупреждение, предусмотренное часть 7статьи 24.Федерального закона «О рекламе», не требуется.
Необходимо отметить, что требования части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» не распространяются на рекламу медицинских услуг.
То есть размещение рекламы медицинских услуг допускается любым способом и в любой форме с соблюдением положений пунктов 2 — 5 части 1 и части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», а также общих требований, установленных статьей 5 Федерального закона «О рекламе».
Следовательно, необходимо обращать внимание на разграничение рекламы медицинских услуг и рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
По мнению Орловского УФАС России, при отнесении рекламы к рекламе медицинских услуг или к рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации необходимо исходить из следующего.
Перечень медицинских услуг определен Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н (далее — Номенклатура).
При этом, указание в рекламе способов воздействия на организм человека, полностью совпадающих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы медицинских услуг, при отсутствии в такой рекламе иной информации позволяющей выделить иные объекты рекламирования, в том числе при отсутствии в рекламе, раскрытия содержания того или иного метода профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.