В Орле контролировать УК станут жёстче

С 1 июля жилинспекция контролирует, всю ли необходимую информацию о своей деятельности управляющие компании размещают в государственной информационной системе.

В Орловском УФАС прошло заседание экспертного совета по вопросам конкуренции, на котором рассматривались проблемы жилищно-коммунальной отрасли. В нём приняли участие представители надзорных органов, антимонопольного ведомства, общественных организаций.

В числе прочих был рассмотрен вопрос о порядке разрешения споров между управляющими компаниями и собственниками жилых помещений - в рамках компетенции контрольно-надзорных органов.

Как сообщил врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Орловской области Александр Румянцев, основные нарушения, выявленные в 2016-2017 годах: потребителям не предоставляется необходимая и достоверная информация об исполнителе услуг, об изменении тарифов на коммунальные ресурсы. За это к административной ответственности было привлечено несколько управляющих компаний. ТУ Роспотребнадзора за первое полугодие 2017 года в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг было рассмотрено 143 обращения. Большинство из них связаны с невыполнением обязательств по содержанию общедомового имущества - они были перенаправлены в жилинспекцию, с которой ведомство тесно взаимодействует.

За шесть месяцев на телефон горячей линии Роспотребнадзора обратились около 150 человек, в общественную приёмную - 30.

- С большинством проблем мы столкнулись в 2016 году. Управляющие организации отказались заключать договоры о предоставлении коммунальных услуг с собственниками жилых помещений. Часть договоров заключалась ресурсоснабжающими организациями с собственниками напрямую. Обращения жителей мы направляли в жилинспекцию. Она через суды обязывала управляющие организации заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями в пользу собственников, - рассказал замначальника отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Орловской области Александр Митюшин.

Жаловались жители и по поводу «электронных квитанций». Нововведение Первой городской управляющей компании не пришлось по душе пожилым орловцам, привыкшим к традиционным бумажным квитанциям, где можно посмотреть все начисления. Специалисты Роспотребнадзора провели консультации совместно с другими надзорными органами, изучили законодательство в сфере ЖКХ.

- Это, как мы выяснили, не исключает предоставление платёжного документа на бумажном носителе, - пояснил Митюшин.

Как отметил начальник отдела лицензирования Управления государственной жилищной инспекции Орловской области Станислав Алёшин, сфера ЖКХ по-прежнему активно реформируется.

Государственная информационная система призвана сделать работу управляющих компаний прозрачной.- Жилищный кодекс, принятый в 2005 году, меняется с такой скоростью, что у надзорных органов нет возможности планировать работу на перспективу, - отметил он.

Тем не менее текущие вопросы успешно решаются. Количество обращений в органы государственного жилищного надзора ежегодно увеличивается на 30-40 %. Люди обращаются с разными вопросами. Часть из них касается изменений в жилищном законодательстве.

- В 2017 году, когда у госжилинспекции появились полномочия контроля начисления платежей, мы отметили значительный рост жалоб на так называемые общедомовые нужды. По этому вопросу из каждого многоквартирного дома в Орловской области поступило минимум по одному обращению. Людей интересовало, за что они платят. Нарушения в этой сфере выявлялись нечасто и в основном были связаны с ошибками управляющих организаций, которые сами толком не понимали, как им работать, - отметил Станислав Алёшин.

Вместе с тем, по его словам, правовая грамотность населения растёт. А управляющие компании стараются не допускать грубейших нарушений. «Воспитание рублём» дало хороший результат.

- В 2015 году после проведения процедуры лицензирования штрафы в жилищно-коммунальной сфере значительно выросли. Раньше они составляли от 40 до 50 тыс. рублей, сейчас - от 100 до 150 тысяч, за неисполнение предписаний - от 250 тысяч руб­лей. Поэтому управляющие организации предпочитают заранее исправлять недочёты. Но некоторые обжалуют в суде каждое предписание и протокол надзорного органа. По иным вопросам мы доходим до Верховного суда, - говорит Станислав Алёшин.

Присутствующие обратили внимание, что некоторые проблемы по-прежнему стоят остро. Речь идёт о планировании текущей работы управляющих компаний и об их отчётности перед собственниками. До последних, увы, доводят не всю информацию о выполняемых работах.

Как пояснил Станислав Алёшин, в скором времени эта проблема должна быть решена: