Орловский мост рискует повторить судьбу собрата из Генуи

Стоит ли ждать повторения трагедии?

 

Мост «Дружбы народов» был построен в Орле еще в 1965 году. Транспортная артерия все эти годы соединяла Заводской и Железнодорожный районы областного центра. За 50 лет значимых ремонтов на мосту не проводилось. И вот не так давно заговорили о необходимости перестройки объекта…

 

Орловский мост рискует повторить судьбу собрата из Генуи

Фото автора.

Власти решили перестроить объект почти за 300 миллионов рублей. Орловские инженеры и общественники инвестиционный проект в продвигаемом виде не одобрили, увидев в нем признаки нарушения законодательства, причем как федерального, так и местного. Об этом шел разговор 9 августа на пресс-конференции, устроенной представителями общественного движением «Граждане Орла» с участием представителей дорожного технического совета при областном департаменте строительства и Орловского госуниверситета имени И.С.Тургенева.

Контракт

7 августа заказчик, которым выступило Управление коммунальным хозяйством города Орла, заключил муниципальный контракт на сумму 293,2 миллиона рублей с единственным участником открытого конкурса — ООО «Региональные газораспределительные сети» из Казани. Контракт включает полную замену пролетных строений с уширением моста на три метра, а также с увеличением его площади на 18 процентов и обустройством сооружений и подходов и с сохранением категории дороги — районного значения.

При ремонте поочередно должны быть перекрыты отдельные участки моста. Для автомобилей в этот период будет действовать ограничение скорости движения 40 км/час, кроме того для них выделят проезд шириной 6 метров, разделенный на две полосы. Пешеходам отведут тротуар, прилегающий к проезду. Указанный проект был разработан еще в 2013 году воронежским ООО«ДорМостПроект».

Работы должны были финансироваться из бюджетов сразу трех уровней: федерального, регионального и городского.

Без конкуренции

В конкурсе участвовала, как мы уже сказали, всего одна компания, с которой и был заключен контракт. Это, возможно, и не противоречит закону, но активисты регионального общественного движения «Граждане Орла» считают такой подход бесхозяйственным.

«Город Орел в лице УКХ должен так организовывать торги, чтобы в них участвовали сильные мостостроительные компании, — озвучил позицию своих единомышленников в ходе пресс-конференции координатор общественного движения Вадим Невров. — Процесс должен быть максимально конкурентными. Мы не против ремонта моста, но не имеем права тратить народные, государственные деньги таким образом».

Третьего августа, в день визита в Орел секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, Невров вышел с одиночным пикетом к региональной администрации. Он развернул плакат с призывом к врио губернатора Орловской области Андрею Клычкову остановить бесхозный ремонт моста. Тогда общественник пояснил журналистам, что работу нельзя доверять компании «с сомнительными прошлым и настоящим».

 

Фото автора.

 

Откуда же взялось такое недоверие к победителю конкурса? Напомним, что подобные «мостовые» конфликты в регионе уже фиксировались. Осенью 2017 года с «РГС» был заключен контракт на строительство Банного моста в Орле. Тогда против проекта выступили инженеры и общественники, позицию которых полностью поддержала Российская Академия архитектуры и строительных наук. Во многом благодаря смене власти в регионе, этот контракт был приостановлен. И вот «РГС» всплывает вновь и получает контракт на схожую сумму.

Вопросы к подрядчику

По мнению части активистов, подрядчик не имеет права заниматься мостами, поскольку не имеет опыта проведения подобных работ. Депутат городского совета, лидер общественного движения «Без Ям Орловщина» Евгений Косогов подал жалобу в Управление ФАС по Орловской области против заключения муниципального контракта с ООО «РГС». Комиссия рассматривала одновременно с этим также и обращения: Управления Федерального казначейства по Орловской области и дорожного технического совета при областном департаменте строительства. Однако, по словам Косогова, антимонопольщики рассмотрели контракт только на соответствие ФЗ №44 и «не отработали тему».

Ведомство отказало в удовлетворении жалобы, отразив в решении направление остальных замечаний в контрольные органы, имеющие соответствующие полномочия. Ответа из этих органов пока не поступило, но контракт уже заключен.

На пресс-конференции Евгений Косогов рассказал подробности дела. На заседании в УФАС представитель администрации Орла заявила, что опыт ООО «РГС» все-таки есть — компания, правда, выступая в качестве субподрядчика ООО «Мостострой-12», выполняла уже работы по реконструкции моста в республике Удмуртия. Но документ, подтверждающий этот факт, депутату не показали. Косогов позже выяснил, что Удмуртская ФАС через два месяца после заключения контракта вынесла решение о незаконности выбора подрядчика «Мостострой-12». Четыре месяца спустя арбитражный суд, проходящий по иску заказчика, подтвердил правоту антимонопольного ведомства. Ни заказчик, ни подрядчик эти решения не оспорили, то есть по сути согласились с ними.

Выполнив работы и открыв движение по мосту летом 2016 года без оформления акта приемки моста в эксплуатацию, стороны расторгли договор осенью того же года, условившись произвести расчет по процентовкам (также был закончен ремонт путепровода в Орле, на 1-й Курской).

«Мостострой-12», будучи нелигитимным подрядчиком, не имел права заключать субподрядный договор с «РГС», — делает вывод Евгений Косогов. Исходя из этого, депутат убежден, что документы, подтверждающие опыт работы «РГС», не могли быть приняты УФАС Орловской области даже по формальным признакам.

Позже первый заместитель главы администрации города Орла Олег Минкин прокомментировал ситуацию в эфире телекомпании «Истоки»: «Федеральный закон 44 не предполагает, что мы должны исследовать уголовное или неуголовное прошлое организации. Это не наша компетенция». На вопрос корреспондента, как может ремонтировать мост подрядчик без техники и людей, чиновник ответил, что это условие не является определяющим, организации не запрещается нанимать на субподряд технику и людские ресурсы.

 

Фото автора.

 

Ответил, не стесняясь

На заседании в УФАС Орловской области Косогов задал представителю ООО «РГС» вопрос: каким образом компания будет производить капитальный ремонта моста Дружбы народов, если у них нет опыта в мостостроении?

«Он, не стесняясь, ответил, что капремонт возьмет на себя субподрядная организация ООО «Амурстальконструкция», которая завершала ремонт Беломестненского моста в Ливнах», — рассказал депутат.

Движение по недостроенному объекту открыли в ограниченном режиме, почти вдвое превысив договорной срок строительства, а вскоре после этого торжественного события были зафиксированы первые разрушения «обновленного» объекта. У орловских инженеров большие сомнения относительно проекта моста в Ливнах были еще на стадии торгов. Тогда же они предсказывали будущие проблемы в сроках строительства и качестве работ.

Просроченный проект

По мнению членов дорожного технического совета, проект ремонта моста, разработанный в 2013 году, уже устарел и работать по нему нельзя, поскольку гарантийный срок качества проектной продукции по контракту заказчика и проектировщика установлен в три года.

«Проект должен быть пересмотрен», — заявил инженер Валерий Павликов, член дорожного технического совета при Департаменте строительства ТЭК, ЖКХ, дорожного хозяйства и транспорта Орловской области, участник общественной организации «Дорога 450».

Павликов уверен, что в любом случае необходимо провести обследование, натурные испытания сооружения. Только они могут показать текущее состояние моста — «держит он или нет».

Участники объединения «Дорога 450» — инженеры-мостовики, входящие в состав дорожного технического совета при областном департаменте строительства, подали иск в суд к администрации города Орла «О предупреждении причинения вреда». Они считают: инвестиционный процесс идет со многими нарушениями законодательства, по нелегитимному проекту, под управлением некомпетентного заказчика, а также уверены, что произошла подмена понятий — реконструкцию заменили на капитальный ремонт.

В заявлении указано, что изменится мощность объекта: не только длина и ширина моста, но и грузоподъемность, несущая способность, планируется полная замена пролетных строений. По законодательству РФ (пункты 14.1 и 14.3 ст.1 Градостроительного кодекса РФ) такой вид строительства называют реконструкцией, но не капитальным ремонтом.

Вид строительства — реконструкция, подтверждает и решение Орловского городского Совета народных депутатов от 30 марта 2017 года.

Истцы обратились в суд в середине июля, когда контракт готовился к заключению.

Советский районный суд города Орла отказал им в приеме заявления, как не имеющим право на подачу подобного иска. Орловский облсуд в ближайшее время рассмотрит частную жалобу истцов.

Между капремонтом и реконструкцией есть существенная разница и с точки зрения Налогового кодекса.

«Затраты на реконструкцию суммируются к остаточной балансовой стоимости моста. То есть простое переименование вида работ с капитального ремонта на реконструкцию вызовет существенное изменение балансовой стоимости моста на 300 миллионов рублей», — пояснил Валерий Павликов.

Стоимость основных фондов увеличивается и затраты списываются через амортизацию, бюджет пополняется налогом на имущество. При капитальном ремонте стоимость сооружения не изменится, затраты спишутся как прочие расходы. Мост сохранит остаточную стоимость — 19,2 миллиона рублей.

Депутат Косогов написал мэру Орла письмо с просьбой вынести вопрос на сессию Городского совета, а также на заседание профильного комитета по строительству в августе: «Мы разберем ситуацию, на каком основании администрация города и Правительство Орловской области идут вразрез с решением Городского совета от 30 марта 2017 года и генпланом, в которых четко прописано, что будет проводиться не капитальный ремонт, а реконструкция моста». Косогов считает, что выше решения городского совета и генплана документов нет и никакие решения исполнительной власти их не могут изменить.

Что с объемом работ?

Денис Данилевич, руководитель управления научных исследований и инновационных проектов Орловского государственного университета, уверен, что мосту нужна помощь: «Безусловно, ремонт надо делать. В Орле десятилетиями мостами никто не занимался. Основные конструкции не обслуживаются. Это одна из существенных проблем».

Однако, по мнению Данилевича, разработка «ДорМостПроекта» не учитывает реальное состояние моста. В своем выступлении он сослался на изыскания своих студентов, которые занимались проблемой в рамках комплексного дипломного проектирования.

«Осмотр объекта и технические заключения, выполненные ранее, показывают, что нет каких-либо прогибов в этом мосту. Балки в достаточно хорошем состоянии — кроме нескольких, на которые приходится наибольшая нагрузка. Их и надо заменить. А зачем в этом случае менять все балки? — спрашивает эксперт. — Кроме того, мост перегружен слоями асфальтобетона — после многократных восстановлений «дорожных одежд». Сняв слои, мы существенно облегчим работу сооружения».

На вопрос, сколько должен стоить мост, Данилевич ответил, что можно уложиться в сумму до двухсот миллионов рублей. При этом сделал оговорку, что точную цену определит конкретный проект, сделанный с учетом испытаний.

На пресс-конференции эксперт не увидел смысла дальше разбирать просроченный документ «ДорМостПроекта»: «Это нонсенс, когда мы начинаем строить по проекту, за который не отвечает проектировщик. Для мостовиков ситуация непонятна. Сложно объяснить, как такое могло случиться».

 

Фото автора.

 

Призыв

«Мы привлекаем внимание СМИ, общества и власти к проблеме и хотим вывести ее на позитивную траекторию, — подчеркнул Вадим Невров. — От имени нашего движения я обращаюсь к врио губернатора Орловской области Адрею Клычкову, мэру города Орла Василию Новикову, сити-менеджеру Александру Муромскому, депутатам Горсовета — этот проект нужно останавливать в таком виде».

Невров призывает провести аудит, сделать новый проект и организовать прозрачные конкурентные торги с участием компаний, имеющих опыт в строительстве мостов.

Звучит актуально, особенно на фоне только что рухнувшего моста в Генуе. Совпадение дат: итальянскому мосту также около 50 лет, и он только прошел ремонт/реконструкцию два года назад; мост Дружбы народов в Орле едва не начали ремонтировать тоже в 2016-м, уже даже был контракт с «Дорожной службой», правда, впоследствии расторгнутый. Сейчас, когда происходит очередной «подступ» к объекту, из далекой Италии пришел сигнал, к которому стоит прислушаться и одному из регионов Черноземья.