Сдули пену

Идея минфина РФ о запрете индивидуальным пред- принимателям торговать пивом вызвала неоднозначную реакцию малого бизнеса. На при- мере Орловской области ситуа- цию изучил корреспондент "РГ". Предлагается запретить инди- видуальным предпринимателям розничную продажу пива, пив- ных напитков, сидра, пуаре и ме- довухи. То есть всех тех напитков, считающихся слабоалкогольны- ми, но подпадающих под действие ФЗ "О государственном регули- ровании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Новое ограничение планируется ввести с 1 июля 2017 года (для Крыма и Севастополя — с 1 января 2018 года). В пояснительной запи- ске к законопроекту говорится, что данные меры "позволят пре- сечь практику сокрытия объемов продаж пива". По статистике, не- которые пивоварни декларирова- ли за 2015 год в разы меньший объем пива, чем тот, что был реа- лизован в рознице. Штрафы не пугают. Для ИП на- казание составляет от 10 до 15 тысяч рублей. Даже для малого бизнеса это немного. Для юриди- ческих лиц "расценки" выше — от 150 до 200 тысяч рублей. Тут уже серьезно подумаешь, прежде чем нарушать. В этом и заключается суть идеи. Так получилось, что аналогич- ную инициативу ранее выдвинули парламентарии в Орловской обла- сти. Депутаты из трех крупнейших городов — Орла, Ливен и Мценска — призвали ужесточить правила торговли разливным пивом, тем более что такие полномочия у ре- гионов есть. Они имеют право вво- дить дополнительные меры к тем, что установлены федеральным за- коном. Например, увеличивать пе- риод "ночного" запрета.

— Большое количество пред- приятий общественного питания расположено на первых этажах в бывших квартирах, переведен- ных из категории жилых помеще- ний в нежилые, — говорит вице- спикер Орловского облсовета Сергей Потемкин. — Чем их ста- новится больше, тем больше жа- лоб на шум и антисанитарию по- ступает от горожан. Законопроект одобрен депу- татами облсовета в первом чте- нии. Новое ограничение коснет- ся предприятий общепита, рас- положенных в переоборудован- ных квартирах и в пристройках к многоквартирным домам. Это те самые заведения, что торгуют так называемым живым пивом. Как правило, ими владеют ИП, реже — небольшие ООО. На Ор- ловщине им запретят торговать спиртным с 21 часа вечера до 10 часов утра. Исключение делается для ресторанов, кафе и баров. Участники рынка опасаются, что принятие законов больно уда- рит по малому бизнесу. Наиболь- ший ущерб понесут ИП, специа- лизирующиеся на продаже пива. По статистике, в России насчиты- вается около 89 тысяч магазинов живого пива. Из них 90 процентов принадлежат индивидуальным предпринимателям. Их количест- во продолжает расти. По данным администрации Орла, на 1 января 2015 года в об- ластном центре на первых этажах многоквартирных жилых домов живым пивом торговали 54 объек- та. Из них 26 были оформлены как продовольственные магазины, 28 — как предприятия общественного питания. Принадлежали они 30 хо- зяйствующим субъектами: семи юридическим лицам и 23 индиви- дуальным предпринимателям. — К ноябрю 2016 года количе- ство таких заведений возросло до 144, — говорит председатель ко- митета по бюджету, в недавнем прошлом мэр Мценска Сергей Волков. — Наша цель — оградить жильцов этих домов от проблем, которые создают им "пивные точки" и их посетители . Начали с малого — ИП после девяти часов вечера торговать пи-вом не смогут. А ведь это, как гово- рят, самые прибыльные часы. — Ведение дополнительных ог- раничений, под которые не под- падут "стандартные" рестораны, бары и кафе, станет предпосыл- кой для создания нездоровой конкуренции, — считает регио- нальный бизнес-омбудсмен Ев- гений Лыкин. — К тому же закры- тие "пивных точек" негативно скажется на рынке труда и нало- говых отчислениях. Кстати, федеральный закон разрешает регионам вводить полный запрет на розничную продажу алкогольной продук- ции. Именно этого и добивались парламентарии Орла, Ливен и Мценска, направившие в облсо- вет законодательные инициати- вы. Однако депутаты областного уровня на крайние меры не пош- ли. Они услышали бизнес-сооб- щество и оставили ему шанс на продолжение работы. Ну а дальше каждый сам выбе- рет свой путь. Останется ИП, под- падет под действие удлиненного "ночного" запрета. Создаст ООО и оборудует заведение согласно требованиям ГОСТа — уйдет от новых ограничений.

КСТАТИ Проблемы с "пивными точками" возникают и в сфере рекламы. Один из таких споров недавно дошел до Верховного суда. Сотрудники анти- монопольной службы обратили внимание на щит на фасаде пивбара. Надпись гласила: "Все напитки здесь. Чешское. Бельгийское. Немец- кое. И все под напитки тут же. Рыба. Чипсы. Напитки разливные свежие холодные живые. Рыба всякая вкусная вяленая копченая. 100 процентов качества. Чрезмерное употребление алкоголя вредит Ва- шему здоровью". — Такой текст нарушает требования статьи 21 Федерального зако- на "О рекламе", — считает руководитель Орловского УФАС Алек- сандр Шлычков. — ООО было выдано предписание о прекращении на- рушения. А затем за его неисполнение организация и ее должностные лица были привлечены к административной ответственности. Указанная статья ФЗ касается алкогольной продукции и содержит перечень ограничений. В частности, ограждает от рекламы спир- тного несовершеннолетних. Но если щит находится на улице, то его, несомненно, увидят дети и подростки. Значит, требование закона не соблюдается. Владелец бара обжаловал предписание в суде и даже выиграл в первой инстанции. Точку поставил Верховный суд. Он разъяснил, что реклама пива может считаться таковой даже без упоминания этого слова. Обществу отказали в удовлетворении иска.