Не оскорбляйте чувства ворующих!

О том, что сложившуюся систему госзакупок необходимо менять, говорится уже давно и на самых разных уровнях. Корреспондент «Орловской среды» слышал обсуждение этой проблемы и на заседаниях комитетов городского совета, и на комитетах облсовета. Но создается впечатление, что созданный порочный порядок выгоден слишком многим. Перекосы и недочеты видят, о них говорят, но при этом ничего не меняется. В очередной раз о проблеме заговорили в облсовете: о ситуации в сфере госзакупок рассказала председатель областной организации профсоюза работников строительства Анна Гвоздева, приглашенная на заседание профильного комитета.

Факты из реальной жизни

Предприятия, выигравшие тендер, осуществляют поставку товаров не всегда соответствующих условиям, заявленным в конкурсной документации. Продукция может быть ненадлежащего качества, может не соответствовать требованиям нормативных документов. При этом даже если поставленный товар не устраивает конечных потребителей — в сопроводительных документах всегда полное соответствие. Это касается самых разных сфер и товаров: и продуктов питания, и медикаментов, и прочих продовольственных и непродовольственных товаров, поступающих в различные бюджетные учреждения, — отметила в своем выступлении Анна Гвоздева.

В регионе сокращается число строительных объектов. При этом стала привычной картина — в конкурсной документации прописывается, что работы делаются без субподряда. А по факту выигравший в аукционе генподрядчик выбирает субподрядчика на выполнение определённых работ. Что характерно — субподрядные работы выполняют как правило не орловские строители. Примеры тому — строительство набережных рек Оки и Орлика (где журналистами были отмечены рабочие из стран Африки), укладка тротуарной плитки и бордюрного камня на Ленинской (где работали бригады из бывших республик СССР), ремонт театра «Свободное пространство» (там вообще гастарбайтеры трудились, ели, спали и справляли нужду в одном подвальном помещении).

В результате такого подхода к строительству, по словам Гвоздевой, молодые орловские специалисты в поисках работы уезжают в другие регионы. А в судах не прекращаются многочисленные споры между заказчиками и генподрядчиками, заказчиками и субподрядчикам об оплате выполненных работ, об их качестве и т. д. Учитывая все это, представитель профсоюзов внесла ряд предложений, среди которых: наделение государства на законодательном уровне функциями единого заказчика в жилищном и социальном строительстве, обеспечение господдержки строительной отрасли, усиление полномочий исполнительных органов власти регионов по контролю за регулированием отношений по закупкам товаров и работ. Депутаты обещали рассмотреть эти предложения.

Госзакупки глазами аудиторов КСП

О том, что в системе госзакупок творится что-то ненормальное, можно судить и по отчету КСП, которая проверила положение дел в закупке продуктов для образовательных учреждений. Так, орловские учреждения образования предпочитают приобретать продукты питания у единственного поставщика. В первом полугодии 2016 года лишь 1,6% закупок (по общей сумме затраченных средств) была проведена конкурентным способом. Благодаря конкуренции при этих закупках удалось добиться экономии 26% вложенных средств. Учитывая, что львиная доля продуктов покупалась у единственного поставщика и на эти цели было потрачено порядка 47 миллионов рублей, при соблюдении принципа конкуренции можно было бы сэкономить порядка 12 миллионов. Уж кто-кто, а постоянно бедствующие школы нашли бы куда потратить эту немаленькую сумму! А если учесть, что проверка коснулась лишь первого полугодия, то в целом за 2016 год орловские школы потеряли на закупках не менее 24 миллионов рублей!

В целом отчет КСП читается как сказка — чем дальше, тем страшнее. Например, в официальном документе указывается такой факт: по ряду позиций закупочные цены превышали средние значения рыночных цен. Например, мясо цыплят покупали на треть дороже. Минтай у избранных единственных поставщиков стоил дороже на 57%. Морковь на 55%. И опять же, что характерно, никого (кроме аудиторов КСП) не смутил тот факт, что эти деньги отнимают у наших детей!

Есть у этой медали и обратная сторона, когда продукты покупали по ценам значительно ниже рыночных. В этом случае под сомнение аудиторов попало уже соответствие продуктов питания потребительским свойствам. Как можно купить сливочное масло, которое стоит 419 рублей за кг по цене 190 рублей? ЭТО вообще можно назвать маслом? Творог в январе 2016 приобретался по цене 94 рубля за килограмм, тогда как средняя рыночная цена этого продукта была 200 рублей.

Как нельзя лучше характеризует ситуацию с закупками в Орловской области и следующий факт, выявленный КСП. Одни и те же продукты питания поставлялись единственным поставщиком в разные школы по разным ценам! Причем, ладно бы речь шла о каких-то рублях или копейках — в некоторых случаях один и тот же товар продавали разным школам с разницей в 36,3%! В качестве примера в отчете КСП приводится некое ООО «Лидер-Торг», умудрившееся продавать уже упомянутый минтай с вилкой цен от 104 до 141,7 рубля за килограмм.

Следующий факт, отраженный в отчете КСП, вообще не поддается логическому объяснению. У одного и того же поставщика один и тот же продукт приобретался по разным ценам. Например, хлеб поставлялся в «Глазуновский сельхозтехникум» по цене и 17,5 рублей, и 21 рубль в один и тот же период. То есть разница составила 20%(!) — и это лишь по одной позиции. А в отчете КСП еще упомянуты батоны, которые покупали также по двум ценам — и по 17,5 рублей и по 21 рублю за штуку. Увы, ограниченная площадь газетной полосы не позволяет перечислить все выявленные нарушения. Но и упомянутые дают исчерпывающую картину того, что закупки превратились в отлично работающий инструмент обогащения конкретных лиц, причастных к заключению контрактов.

Справедливости ради отметим тот факт (кстати, тоже из отчета КСП), что закупками у единственного поставщика занимаются не только учреждения образования. Так, управление по организационному обеспечению деятельности мировых судей потратило на закупки у единственного поставщика 13,8 миллиона рублей. Не изменилась ситуация и в 2017-ом. Так, только в первом квартале уже текущего года у единственного поставщика было закуплено товаров и услуг на сумму 841 миллион!

Иллюзия конкуренции

Прекрасной иллюстрацией происходящего может служить опубликованная на минувшей неделе свежая информация КСП. Аудиторы выявили несколько контрактов, в которых участвовали взаимозависимые индивидуальные предприниматели и юридические лица. Всего в 2016 году орловскими бюджетными учреждениями было заключено 85 контрактов на общую сумму 252 миллиона рублей с юридическими лицами, обладающими признаками аффилированности. Материалы направлены в УФАС и прокуратуру. Более того, выявленные КСП признаки картельного сговора на рынке реализации медикаментов уже нашли своё подтверждение в решении комиссии УФАС по Орловской области.

Так, анализируя поведение участников закупок, антимонопольная служба установила факты подачи ценовых предложений с минимальным снижением начальной максимальной цены контракта. То есть никакой конкурентной борьбы не было — просто 2 юридических лица, совместно с ИП, изобразили конкурентную борьбу. По факту же никакой выгоды бюджетное учреждение не получило, так как было оформлено минимальное снижение начальных максимальных цен контрактов — в одних случаях на 1%, а в других вообще на 0,5%. В итоге было реализовано антиконкурентное соглашение для поддержания цен и обеспечения победы на торгах определенных участников сговора.

Победа в аукционе любой ценой

Есть в истории с госзакупками еще один важный момент, о котором неоднократно говорили и областные, и городские депутаты. Предполагалось, что в ходе аукциона при прочих равных условиях побеждает тот, кто предложит наименьшую цену. Теоретически игра на понижение цены должна была приводить к экономии бюджетных средств, а это очень хорошо для казны. Сэкономленные деньги можно было бы направить на другие цели. Но недаром говорится, что скупой платит дважды. Так, в Орле были отмечены случаи, когда в ходе аукциона на ремонт бюджетных учреждений один из участников «падал» в цене до такого уровня, что за объявленные деньги не мог даже купить необходимые материалы. Не говоря уже о том, что ему необходимо было платить зарплату рабочим. В итоге экономия обернулась тем, что ремонт делали чем попало, а на стройке работали субподрядчики — выходцы из стран Средней Азии, впервые взявшие в руки мастерок. Еще хуже обстоит дело с продуктами питания для детей — понятно, что «столовская» колбаса, при производстве которой не пострадало ни одно животное, будет стоить дешевле, чем сделанная из мяса — но зато какая экономия бюджетных средств!

Наконец, одна из двух главных российских бед — дороги. Именно их уже в который раз обсуждали депутаты облсовета. В качестве примера приводили соседний Брянск. По закону есть разные способы госзакупок — можно проводить аукцион, когда побеждает тот, кто предлагает меньшую цену. А можно объявить конкурс и прописать в его условиях такие моменты, как наличие собственной техники у фирмы-подрядчика. Или прописать обязательство делать основной объем работ без субподрядчика. Именно по такому пути пошли в соседнем Брянске. И в итоге не только загрузили работой собственные строительные организации, но и получили качественные дороги, а в качестве бонуса — провели селекцию фирм, отказавшись от услуг ненадежных партнеров. И сейчас в Брянске нет такой проблемы, которая сложилась в Орле при строительстве Раздольной, когда банк отказался выполнять выданную фирме-однодневке гарантию. Вообще при отказе от аукционов в пользу конкурсов надежно и с достаточно высоким процентом отсекаются все фирмы-однодневки. Заказчик же получает не просто эффективное расходование бюджетных средств и экономию (ведь конкуренция остается), но и самое главное — качественные продукты и услуги, а не только те, что дешевле разумных пределов.

Присутствовавшие на заседании комитета чиновники облправительства по привычке сделали вид, что впервые слышат о разнице в проведении аукционов и конкурсов. Причем тут же попытались сослаться на ФАС, которая якобы запретит прописывать в конкурсной документации жесткие требования к участникам. Депутаты, впрочем, остались при своей точке зрения и пообещали провести консультации с брянскими коллегами, чтобы изучить их опыт в составлении документов при госзакупках. Кроме того, депутаты изучат этот вопрос совместно с представителями антимонопольной службы, которой постоянно прикрываются областные чиновники. Все-таки мы живем в одной стране и по одним законам. И если в Брянске нашли способ делать качественные дороги — то почему в заколдованном Орле это никак не удается? Ответ мы узнаем уже в ближайшее время.