Выступление руководителя Орловского УФАС В.И.Юрасова на совещании у Губернатора Орловской области

Выступление руководителя Орловского УФАС России В.И. Юрасова

на совещании у Губернатора Орловской области

 

12 апреля 2010 года

 

«…если мы …не обеспечим должного уровня экономической свободы, если не  создадим равные условия конкуренции и не укрепим право собственности, то поставленные в сфере экономики задачи вряд ли удастся решить в заявленные сроки.»

 

Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин

 

В этих словах Глава Правительства Российской Федерации кратко и емко сформулировал закрепленные в Конституции Российской Федерации принятой 12 декабря 1993 года конституционные основы конкурентного законодательства, которые гарантировали единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (статья 8 Конституции).

Конституционные основы конкуренции развиты в гражданском праве, а именно: в Российской Федерации не допускается использование прав  в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.

Конкурентная политика в современных условиях является  одним из важнейших инструментов государственного управления экономическими процессами формирования и развития высокоэффективной и конкурентоспособной экономики Российской Федерации и ее регионов.Финансовый кризис отразился на методах регулирующего воздействия на экономические процессы со стороны государства: Правительство Российской Федерации было вынуждено принимать решения по оказанию финансовой помощи финансовым организациям на финансовых рынках, отраслям экономики и конкретным хозяйствующим субъектам – на товарных рынках. Данные методы прямого регулирования не являются формами и методами антимонопольного регулирования товарных и финансовых рынков. Они в определенной степени противоречат антимонопольному законодательству.

И, чтобы уравновесить возможное негативное воздействие от своих решений на конкуренцию на товарных и финансовых рынках в период финансового кризиса, Правительство поручило отраслевым министерствам, Минэкономразвития РФ, ФАС России разработать Программу развития конкуренции в Российской Федерации. Указанная Программа на период до 2012 года с планом мероприятий по ее реализации была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 691-р.

Распоряжение Правительства Российской Федерации № 691-р содержит поручение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные программы развития конкуренции, которые также направлены на поддержание и развитие конкуренции на товарных рынках регионов.

Программа развития конкуренции в Орловской области на период до 2012 года (далее – Программа) разработана в нашей области, проект которой сейчас согласовывается. Орловское УФАС России (далее – Управление) принимало в разработке Программы самое активное участие.

Одним из разделов Программы является раздел, связанный с оценкой состояния конкуренции товарных рынков региона. Исходя из сфер деятельности, видов продукции, товаров, работ и услуг, количество функционирующих на территории области товарных рынков по оценке специалистов управления приближается к 10 000.

Вопрос: надо ли оценивать состояние конкуренции на всех этих товарных рынках? Конечно же нет. Под наблюдением антимонопольного органа находится не более 100 товарных рынков. Детально изучено в 2009 году  более 40.

Основные характеристики изученных товарных рынков даны в таблице 1, которая находится в материалах представленных Управлением к данному совещанию.

Подробная характеристика товарных рынков дана в Программе развития конкуренции, проект которой размещен на сайтах администрации области и Управления.

Одним из основных инструментов наблюдения за состоянием товарных рынков и действиями хозяйствующих субъектов является Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.

В этот Реестр включено 133 хозяйствующих субъектов по следующим сферам деятельности (таблица):

Сферы деятельности хозяйствующих субъектов включенных в Реестр.

Таблица

Электроэнергия

7

Газ

2

Связь

5

Сфера ЖКХ (теплоэнергия, водоснабжение, эксплуатация жилья, вывоз ТБО)

62

Фармацевтическая деятельность

11

Строительный комплекс

2

Торговля, отщепит, бытовое обслуживание

19

Пищевая промышленность

10

Сельское хозяйство (услуги по хранению зерна)

5

Транспорт

4

Нефть и нефтепродукты

2

Прочие (инвентаризация недвижимого имущества, монтаж и техническое обслуживание ПЗУ, техническое освидетельствование объектов котлонадзора, производство керамической плитки)

4

Всего:

133

Десять лет назад в Реестр было включено более 180 хозяйствующих субъектов.

Снижение их количества, безусловно, является показателем развития конкуренции на товарных рынках области.

Целенаправленная государственная политика либерализации и рыночного реформирования российской экономики в целом и регионов в частности повлекло за собой структурные изменения в региональной экономике, что отразилось на динамике показателей:

- валового регионального продукта;

-количества предприятий и организаций как в целом по региону, так и по отдельным отраслям;

-объемов производства и реализации отдельных видов продукции, характерных для экономики региона;

-объемов инвестиций в основной капитал;

- и некоторым другим.

При оценке этой динамики 2009 год по известным причинам стоит особняком. В целом же, начиная с 2000 года динамика этих показателей положительная. Я не буду останавливаться на анализе динамики показателей т.к. это – предмет несколько иной темы  выступления, а именно: воздействие антимонопольной политики на социально-экономические процессы развития регионов.

Далее, я кратко остановлюсь на основных негативных факторах, влияющих на развитие конкуренции на товарных рынках Орловской области.

Основные показатели деятельности Управления представлены к совещанию и даны в таблицах 1-6. Данные таблиц 2-6 говорят о форме негативных воздействий на товарные рынки, количестве нарушений, мерах  антимонопольного реагирования.

В 2009 году, да и на сегодняшний день, основными системными, я бы сказал институциональными угрозами для конкуренции на региональных товарных рынках  являются:

1. Противоправная деятельность естественных монополий и хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарных рынках.

2. Незаконное возникновение картельных соглашений не только путем заключения договоров, но и ведением согласованных действий на товарных рынках.

3. Наибольшее негативное воздействие на конкуренцию оказывают антиконкурентные  акты и действия органов власти и местного самоуправления.

4. Большое социально-психологическое и экономическое воздействие на бизнес, граждан  оказывают:

4.1. Поведение субъектов социально значимых товарных рынков, а именно: товарных рынков продовольственных товаров, лекарственных средств и т.п.; приводящее к нарушениям антимонопольного законодательства.

4.2. Состояние инфраструктурных для экономики страны товарных рынков: электроэнергии, теплоэнергии, нефтепродуктообеспечения. На этих товарных рынках важно не допустить, чтобы более сильная сторона – монополия, диктовала свои незаконные требования хозяйствующим субъектам – потребителям товаров, работ, услуг.

4.3.. Состояние товарных рынков, обеспечивающих АПК региона необходимыми ресурсами, таких, например, как товарный рынок минеральных удобрений и другие.

4.4. Поведение заказчиков государственных органов власти, органов  местного самоуправления при размещении государственных и муниципальных заказов, которое приводит не только к нарушению законодательства в сфере размещения заказа, но и параллельно нарушается законодательство о конкуренции.

4.5. Недобросовестная конкуренция субъектов товарных рынков, как правило, тесно связанная с ненадлежащей рекламой.

К сожалению, регламент совещания не дает мне возможности рассказать обо всех направлениях деятельности управления подробно. Но, на главных я остановлюсь.

Антимонопольный контроль в сферах деятельности естественных монополий ведется как в рамках законодательства о естественных монополиях, так и в рамках законодательства о защите конкуренции. Поднадзорными Управления на территории Орловской области являются следующие сферы деятельности субъектов естественных монополий:

·        транспортировка газа по трубопроводам;

·        железнодорожные перевозки;

·        услуги общедоступной почтовой связи;

·        услуги по передаче электрической энергии

·        услуги по передаче тепловой энергии.

Необходимо отметить, что обращений на противоправные действия субъектов – естественных монополистов в Управление поступает мало: в прошедшем году их было всего 3, что составляет 3,5% от общего количества обращений, поступивших в Управление и содержавших признаки нарушения антимонопольного законодательства. Вот некоторые примеры.

На основании заявления МУПП «Орелгортеплоэнерго» в отношении ОАО «Орловская теплосетевая компания» было возбуждено дело по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». По результатам рассмотрения дела было вынесено решение о признании факта нарушения ОАО «Орловская теплосетевая компания» указанной нормы Закона и выдано предписание о прекращении нарушения. Нарушение выразилось в навязывании МУПП «Орелгортеплоэнерго» невыгодных условий договора о снабжении тепловой энергией, в части порядка расчетов за потребленную тепловую энергию с применением авансовых платежей.

В настоящее время решение и предписание по делу оспариваются ОАО «Орловская теплосетевая компания» в арбитражном суде.

Всего по противоправным действиям субъектов естественных монополий в 2009 году было возбуждено 7 дел. Судебные инстанции в случае обжалования наших решений, как правило, подтверждают правоту антимонопольного органа.

Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов (картельные соглашения) установлен статьей 11 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

В 2009 году было рассмотрено 6 дел по признакам нарушения статьи 11 Закона «О защите конкуренции». Необходимо отметить, что наиболее серьезные дела из такого рода антимонопольных дел (а каждое из них заканчивается, как правило, возбуждением административного производства и наложением оборотного штрафа) оспариваются в арбитражных судах. Вот пример такого дела.

В мае в 2009 года определением Высшего арбитражного суда России № 577309 от 21.05.2009 завершилось дело о нарушении ООО «ЮниМилк» (г. Москва) и ЗАО «Тандер» (г. Краснодар) ст.11 Закона «О защите конкуренции» рассмотренное еще в 2008 году. В договоре между этими хозяйствующими субъектами Комиссия Управления усмотрела нарушения антимонопольного законодательства: договор, который заключили филиалы этих обществ на территории области, содержал антиконкурентные нормы. Высшая судебная инстанция поддержала, вынесенное антимонопольным органом, решение.

Антиконкурентные действия органов власти и местного самоуправления выражаются  как в издании нормативных правовых актов, содержащих антиконкурентные нормы, так в действиях, ограничивающих конкуренцию в различных сферах экономической деятельности.

Последствия такого рода действий является сокрушительным для конкуренции не только с точки зрения ее ограничения; они (акты, действия) подрывают веру бизнеса в устойчивость законов Российской Федерации, веру в саму власть.

Как показывают отчетные данные Управления  (таблица 3) за пятилетний период количество возбужденных дел возросло кратно.

         Я уже говорил о том, что Конституцией Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная статья Конституции Российской Федерации включена в ее первую главу «Основы конституционного строя» и таким образом определяет базовые основополагающие принципы экономического устройства государства.

Акты и действия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, если они противоречат антимонопольному законодательству то они посягают на экономико-правовые основы конституционного строя. Как правило, такие акты и действия вводят барьеры входа на товарные рынки, которые влияют на конкуренцию. Барьеры – это любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами. Это может быть установление незаконных сборов или пошлин, прямые запреты и так далее.

Правовые же барьеры встречаются редко.

В прошедшем году, к сожалению, введение такого барьера Управление выявило на территории ОМС – г. Орла.

ОГСНД принял решение № 44/733-ГС «Об итогах работы депутатской комиссии по изучению ситуации, сложившейся в муниципальном унитарном предприятии ритуально-обрядовых услуг г. Орла».

Данным решением он предложил администрации г. Орла при распоряжении муниципальным имуществом руководствоваться следующей нормой: «При согласовании передачи в аренду муниципального недвижимого имущества муниципальными унитарными предприятиями обязывать данные предприятия в конкурсной документации и заключаемых договорах аренды предусматривать ограничения, запрещающие передачу в аренду помещения для осуществления арендаторами конкурентных для арендодателя видов деятельности». Таким образом Конституция Российской Федерации говорит о свободе экономической деятельности, а ОГСНД – устанавливает запрет.

Управлением было возбуждено и рассмотрено дело по признакам нарушения статьи 15 закона «О защите конкуренции», был признан факт нарушения закона, принято решение и выдано обязательное для исполнения предписание об изменении решения ОГСНД. Не соответствующий закону НПА был отменен.

Актуальным рынком для наблюдения является также рынок лекарственных средств, оказывающий значительное влияние, как на социально-экономический, так и на социально-психологический климат области.

Системное наблюдение за  данным товарным рынком в регионе управление ведет с начала 2008 года, в соответствии с указанием ФАС России.

По насыщенности аптечными учреждениями Орловская область относится к числу наиболее благополучных регионов: на одну аптеку в Орловской области приходится около 3,7 тыс. человек населения при нижнем предельном размере  этого показателя – 4,5 тыс. чел. Это говорит о развитой конкурентной среде в розничном секторе товарного рынка лекарственных средств региона.

Если же на проблему состояния конкуренции на региональном розничном рынке лекарственных средств посмотреть с позиций  географических границ муниципальных образований, то состояние конкуренции будет различным.

Например, розничные товарные рынки в географических границах: г. Орла и Орловского района, г. Ливны и Ливенского района, г. Мценска и Мценского района – это рынки с развитой конкуренцией.

В географических границах Болховского, Глазуновского, Дмитровского, Залегощеского, Знаменского, Колпнянского, Корсаковского, Краснозоренского, Шаблыкинского, Троснянского и Хотынецкого районов (включая районные центры) действуют от одного до трех хозяйствующий субъектов в зависимости от района области. Хозяйствующие субъекты – розничные продавцы лекарственных средств (аптеки), занимающие доминирующее положение в данных административно-территориальных образованиях включены в региональный Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.

В настоящее время управлением ведется мониторинг по перечню лекарств, который включает 100 наименований.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства были выявлены со стороны розничных муниципальных аптечных учреждений Корсаковского, Дмитровского и Колпнянского районов, при осуществлении мониторинга цен на лекарственные средства. В отношении  данных аптечных учреждений возбуждены дела по признакам нарушения, установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10) Закона «О защите конкуренции», приняты меры антимонопольного реагирования, включая возбуждение административного производства.

Результаты проводимого мониторинга по 100 наименованиям, наиболее востребованных лекарственных средств, показали, что в четвертом квартале 2009 года  розничные цены в аптечных учреждениях области оставались стабильными.

Под постоянным мониторингом антимонопольных органов находится товарный рынок услуг по управлению многоквартирными домами. Поэтому, когда на данном товарном рынке в городе Орле граждане начали жаловаться в СМИ на завышение стоимости потребленной электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного дома, Управление возбудило дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в отношении группы лиц в составе: ЗАО «Первая городская управляющая компания», ЗАО «ЖРЭУ-1», ЗАО «ЖРЭУ № 2», ЗАО «ЖРЭУ-3», ЗАО «ЖРЭУ№ 4» по собственной инициативе управления по результатам проверки соблюдения ресурсоснабжающей организацией и управляющими организациями города Орла: ЗАО «ЖРЭУ-1», ЗАО «ЖРЭУ № 2», ЗАО «ЖРЭУ-3», ЗАО «ЖРЭУ № 4» требований антимонопольного законодательства при расчете размера платы за электроэнергию, потребленную в многоквартирных домах.

Комиссия вынесла решение о признании факта нарушения со стороны ответчиков части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», которое выразилось в действиях (бездействии) по ненадлежащему исполнению обязанностей, связанных с управлением многоквартирными домами, результатом которых явилось ущемление интересов граждан в части завышения стоимости электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды. На основании данного решения было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и об устранении последствий данного нарушения. Участники группы лиц оштрафованы в административном порядке. Все решения Управления обжалованы в арбитражном суде.

Товарные рынки нефтепродуктообеспечения, электроэнергии, теплоэнергии региона постоянно контролируются управлением.

Одним из постоянно наблюдаемых Управлением  региональных рынков  является товарный рынок нефтепродуктов.

         В Российской Федерации цены на нефтепродукты свободные и не подлежат государственному регулированию, т.е. ни один государственный орган не вправе устанавливать фиксированные или интервальные значения цен или надбавок на данную продукцию.

         В Орловскую область нефтепродукты ввозятся из других регионов России. Структура рынка нефтепродуктов в регионе характеризуется высокой долей оптовых поставок вертикально-интегрированной нефтяной компанией  ОАО «Роснефть» и более низкими долями других хозяйствующих субъектов, поставляющих нефтепродукты на территорию области. Доминирующим продавцом на региональном рынке розничной реализации нефтепродуктов является дочернее предприятие ОАО «Роснефть» - ЗАО «Орёлнефтепродукт».

         Розничные цены на автозаправочных станциях (АЗС) на бензины и дизельное топливо напрямую зависят от оптовых (закупочных) цен на них.      Управление еженедельно, в рамках проводимого мониторинга,  отслеживает как оптовые, так и розничные цены на нефтепродукты.

При этом, необходимо отметить, что розничные цены на нефтепродукты в Орловской области являются одними из низких в ЦФО Российской Федерации. Этот результат системной работы управления на данном товарном рынке.

В завершение своего выступления хочу проинформировать совещание о том, что 01 марта текущего года прошло заседание Коллегии ФАС России. Руководителем Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьевым поставлены задачи дальнейшего совершенствования форм, методов, эффективности применения поднадзорного законодательства, с целью выявления и пресечения фактов, мешающих развитию конкуренции:

·        злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением;

·        ограничивающих  конкуренцию соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов;

·        ограничивающих конкуренцию актов и действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Исполняя свои полномочия и функции, Орловское УФАС России продолжит работу, направленную на укрепление конкурентных начал в экономике области, что будет способствовать экономическому росту экономики региона и российской экономики.