• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Информация о состоянии конкуренции на региональных товарных рынках и мерах по развитию на них конкуренции

Сфера деятельности: Естественные монополии

Информация о состоянии конкуренции на региональных товарных рынках и мерах по развитию на них конкуренции

 

Финансовый кризис, разразившийся в мировой рыночной экономике, ещё раз подтвердил аксиому, что нерегулируемых рынков нет и быть не должно. Стоит государству только чуть ослабить внимание к товарным или финансовым рынкам, сразу же появляются негативные экономические последствия.

Но товарные и финансовые рынки должны функционировать на основополагающих принципах рыночной экономики: состязательности, соперничестве, другими словами – конкуренции, но не простой конкуренции, а здоровой конкуренции.

В условиях отсутствия регулирования рынков здоровая конкуренция, мало сказать, явление нечастое, практически она отсутствует. Экономические преимущества монопольного положения настолько хороши для субъекта рынка, что стремление к единоличному захвату рынка, вытеснению всеми доступными способами конкурентов для получения монопольно высокой прибыли, становятся объективной тенденцией развития сфер экономики. Рыночная стихия обязательно порождает монополию в форме различных объединений и горизонтальных соглашений, поэтому если рыночные отношения в любой сфере деятельности или на любом товарном и финансовом рынке не регулирует государство, то эти функции берут на себя монопольные структуры. Поэтому предупреждение стихийного развития рыночной экономики, борьба с проявлением монополизма и содействие здоровой рыночной конкуренции – одна из главных задач государства, экономика которого призвана функционировать на рыночных принципах.

Эту задачу в Российской Федерации выполняет Федеральная антимонопольная служба, главной функцией которой является не прямое вмешательство в экономику отраслей и сфер деятельности, экономику хозяйствующих субъектов, а корректировка и разработка методов косвенного воздействия на объекты (отрасли, сферы деятельности, хозяйствующие субъекты), которые находятся между собой в состоянии конкуренции.

Целям защиты конкуренции служит антимонопольное законодательство Российской Федерации, которое включает в себя Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон «О защите конкуренции» (далее – антимонопольный закон) и иные федеральные законы, регулирующие отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В указанных экономических отношениях участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Все эти лица являются субъектами товарных или финансовых рынков. Антимонопольное законодательство обеспечивает, как законные права и интересы отдельных субъектов рынка, которые находятся в состоянии конкуренции между собой, так и систему условий и правил поведения на рынке на основе добросовестного соперничества изначально равных по возможностям сторон; в этом соперничестве проигравшая сторона должна уступить место более сильной, а сильная сторона не должна применять незаконных приемов соперничества.

Регулирует же поведение субъектов рынка антимонопольное законодательство.

Антимонопольный закон так определил понятие товарного рынка: «товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства, который не может быть заменен другим товаром), или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами».

Ни одно дело о злоупотреблении монопольным положением на товарном рынке не может быть рассмотрено, ни одно предложение по улучшению структуры товарного рынка не может быть вынесено, ни собственно структура товарного рынка не может быть определена без точной идентификации товарного рынка, на котором функционируют во взаимодействии органы власти, иные органы и организации, хозяйствующие субъекты – конкуренты и потребители товара (продукции).

Поэтому анализ, изучение состояния конкуренции на региональных товарных рынках и разработка мер по развитию на них конкуренции является одним из основных направлений деятельности Орловского УФАС России (далее – Управление).

Наименование товарных рынков, мотивация к их изучению и направления использования результатов исследований приведены в Таблице.

В 2009 году Управление изучило 41 товарный рынок, что почти в 2 раза больше, чем в предыдущем году.

Такое увеличение исследовательско-аналитических работ в первую очередь связано с разработкой региональной программы развития конкуренции.

Следует отметить, что Управление, выбирая к исследованию товарные рынки, в первую очередь руководствовалось указаниями Минэкономразвития России о первоочередных направлениях и сферах деятельности, где должна развиваться конкуренция в первоочередном порядке.

В Таблице содержится полная информация о том, для чего изучались товарные рынки.

Развернутая характеристика каждого товарного рынка, поименованного в Таблице, дана в проекте Программы развития конкуренции в Орловской области на период до 2012 года, размещенной на сайте Орловского УФАС России: orel.fas.gov.ru, в разделе: «Цели и задачи антимонопольного регулирования».

Проект Программы развития конкуренции в Орловской области на период до 2012 года (далее – Программа) размещен также на сайте администрации Орловской области: www.adm.orel.ru. После публичного обсуждения Программы и последующего отражения в Программе результатов обсуждения она в установленном порядке будет представлена в Минэкономразвития России.

Файлы для скачивания

tovarnye_rynki_issledovannye_orlovskim_ufas_rossii_v_2009_godu.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.11 МБ