Тезисы выступления Юрасова В. И. на совещании у Губернатора Орловской области 23 мая 2011 года
ТЕЗИСЫ
ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СОВЕЩАНИИ У ГУБЕРНАТОРА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 23 МАЯ 2011 ГОДА
«О состоянии конкуренции на товарных рынках социально-значимых товаров на территории Орловкой области»
Председатель Правительства Российской федерации В.В. Путин в январе 2011 года во время рабочей встречи с руководителем ФАС России И.Ю. Артемьевым отметил, что « … у Федеральной антимонопольной службы задача непростая, но очень благородная, направленная на создание нормальных рыночных условий функционирования экономики, и на то, чтобы граждане чувствовали результаты работы государства в сфере экономики, ощущали их, прежде всего, на своем кармане».
Таким образом, Председатель Правительства Российской Федерации поставил во главу угла социальные аспекты антимонопольной политики. И это закономерно, потому что решения антимонопольного органа, принимаемые по результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам проверок исполнения поднадзорных законов, защищают общественные и государственные, т.е. публичные интересы.
Некоторые итоги деятельности Орловского УФАС России приведены в таблице 1. Показатели говорят об углубляющейся интенсификации деятельности сотрудников Управления, т.к. численность антимонопольного органа остается стабильной на протяжении последних 8-10 лет, а функции и полномочия расширяются.
Таблица 1
Некоторые итоги деятельности Орловского УФАС России в 2010 году
№ п/п | Показатель | Количество, год | Динамика роста (снижения) в % | |
2009 | 2010 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Рассмотрено заявлений юридических и физических лиц | 89 | 173 | в 1,9р |
2 | Проведено проверок | 189 | 119 | 63 |
3 | Выявлено фактов нарушений поднадзорного законодательства | 566 | 406 | 72 |
4
4.1.
4.2. 4.3. 4.4. | Возбуждено дел: Всего, в том числе по выявленным нарушениям поднадзорного законодательства: - антимонопольного законодательства на товарных рынках - законодательства о торговле - законодательства о естественных монополиях -рекламного законодательства | 135
93 - 2 40 | 138
102 1 5 30 | 102
110
в 2,5р 75 |
5
5.1. | Выдано предписаний по устранению нарушений Исполнено предписаний по устранению нарушений | 90
83 | 80
71 | 89
86 |
6
6.1. 6.2. 6.3. | Рассмотрено жалоб о нарушении законодательства о госзакупках Признано обоснованными Проведено проверок Выявлено нарушений | 98
38 161 225 | 58
12 180 699 | 59
32 112 в 3,1р |
7
7.1. 7.2.
7.3.
7.4. | Применение мер административной ответственности по поднадзорному законодательству - возбуждено дел - выдано постановлений о применении мер административной ответственности - наложен административный штраф (в тыс. руб). - выдано предписаний о взыскании незаконно полученного дохода в размере (в тыс. руб). |
165
104
3876,3
- |
282
164
21816,5
931,6 |
в 1,7р
в 1,6р
в 5,6р
- |
8 | Сумма взысканных в доход бюджетов различных уровней средств (в тыс. руб) | 1675,1 | 3498,6 | в 2,1р |
Кроме мер антимонопольного реагирования основанных на правоприменении при выявлении признаков нарушения антимонопольного законодательства, инструментом антимонопольного регулирования товарных рынков является Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на товарном рынке более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.
Сферы деятельности хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр даны в таблице 2.
Таблица 2.
Сферы деятельности хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр.
Сферы деятельности | Кол-во ХС |
Электроэнергия | 6 |
Газ | 2 |
Связь | 5 |
Сфера ЖКХ (теплоэнергия, водоснабжение, эксплуатация жилья, вывоз ТБО) | 43 |
Фармацевтическая деятельность | 15 |
Строительный комплекс | 2 |
Торговля, общепит, бытовое обслуживание | 18 |
Пищевая промышленность | 7 |
Сельское хозяйство (услуги по хранению зерна) | 5 |
Транспорт | 4 |
Нефть и нефтепродукты | 1 |
Прочие (инвентаризация недвижимого имущества, монтаж и техническое обслуживание ПЗУ, техническое освидетельствование объектов котлонадзора, производство керамической плитки) | 4 |
Всего: | 112 |
Основные социально-значимые товарные рынки товаров, работ и услуг – следующие: сфера ЖКХ, фармдеятельность, торговля, общественное питание и бытовое обслуживание, пищевая промышленность.
Количество хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр по социальным сферам деятельности составляет почти три четверти от общего количества х/субъектов включенных в Реестр. На хозяйственную деятельность этих предприятий и организаций распространяются запреты и ограничения Федерального закона «О защите конкуренции».
Социально-значимые товарные рынки являлись приоритетными в работе антимонопольных органов всегда. Но в общем объеме работы антимонопольного органа тенденции были таковы: в 1990-е годы по начало 2000-х годов превалировало институциональное направление деятельности, что было связано с преобразованием социально-экономического уклада страны; а с начала 2000-х годов социальные аспекты антимонопольной политики становятся превалирующими в деятельности антимонопольного ведомства. И примерно в последние пять лет эта тенденция устойчиво сохраняется. Особую важность устойчивое функционирование товарных рынков социально-значимых товаров приобрело в связи с экономическим кризисом; в тот же период была закончена разработка федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) (этот процесс ни шатко, ни валко шел около 3-х лет).
Управление сделало первые системные оценки конкурентной среды на социально-значимых товарных рынках региона еще в начале 2008 года, когда разрабатывалась областная комплексная программа «Развитие конкуренции на продовольственных рынках Орловской области на 2008-2010 годы». К сожалению, эта комплексная программа почему-то не увидела свет, т. е не была принята. Опыт участия в разработке этой программы, а также активное участие управления в разработке программы развития конкуренции в регионе в 2009-2010 годах позволил более детально оценить уровень конкуренции на продовольственных рынках не только региона, но и в границах административно-территориальных образований. Уровень концентрации дан в таблице 3.
Таблица 3
Уровень концентрации продовольственных товарных рынков Орловской области | ||||
|
|
|
|
|
Административно-территориальное образование, регион, хоз.субъект | Количество хоз.субъектов, действующих на товарном рынке, ед. | Доля, занимаемая х/с в объеме всех реализованных продовольственных товаров на соответствующем товарном рынке за 2010 год, % | Примечание | |
по наиболее крупным х/с | средняя по прочим х/с | |||
г. Орел |
195 |
|
|
|
ООО "Атолл-Центр" |
| 1,12 |
|
|
ООО "Перспектива" |
| 1,46 |
|
|
ООО "Мегатрейд" |
| 1,13 |
|
|
ЗАО "Корпорация "ГРИНН" |
| 13,53 |
|
|
ЗАО "Тандер" |
| 16,30 |
|
|
ЗАО "Паллада торг" |
| 14,56 |
|
|
прочие | 189 | 51,91 | 0,27 |
|
г. Ливны |
22 |
|
|
|
ЗАО "Паллада торг" |
| 8,85 |
|
|
ЗАО "Тандер" |
| 18,94 |
|
|
прочие | 20 | 72,21 | 3,61 |
|
г. Мценск |
37 |
|
| Действует запрет на выделение дополнительных торговых площадей ЗАО "Тандер" (ст.14 Закона о торговле) |
ЗАО "Народный магазин М" |
| 4,00 |
| |
ИП Бреус Л.М. |
| 1,19 |
| |
ЗАО "Тандер" |
| 37,76 |
| |
ЗАО "Паллада торг" |
| 8,41 |
| |
прочие | 33 | 48,65 | 1,47 | |
Болховский район |
26 |
|
|
|
райпо |
| 13,02 |
|
|
ЗАО "Тандер" |
| 12,65 |
|
|
прочие | 24 | 74,33 | 3,10 |
|
Верховский район |
40 |
|
|
|
райпо |
| 8,14 |
|
|
ЗАО "Тандер" |
| 1,02 |
|
|
прочие | 38 | 90,84 | 2,39 |
|
Глазуновский район | 13 |
|
| требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности |
райпо |
| 40,47 |
| |
прочие | 12 | 59,53 | 4,96 | |
Дмитровский район | 18 |
|
|
|
райпо |
| 10,44 |
|
|
прочие | 17 | 89,56 | 5,27 |
|
Должанский район | 12 |
|
|
|
райпо |
| 23,1 |
|
|
прочие | 11 | 76,9 | 6,99 |
|
Залегощенский район | 8 |
|
|
|
райпо |
| 17,17 |
|
|
прочие | 7 | 82,83 | 11,83 |
|
Знаменский район | 12 |
|
|
|
райпо |
| 25,87 |
|
|
прочие | 11 | 74,13 | 6,74 |
|
Колпнянский район | 3 |
|
| требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности |
райпо |
| 42,28 |
| |
прочие | 2 | 57,72 | 28,86 | |
Корсаковский район | 5 |
|
| требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности |
райпо |
| 51,69 |
| |
прочие | 4 | 48,31 | 12,08 | |
Краснозоренский район | 9 |
|
|
|
райпо |
| 8,34 |
|
|
прочие | 8 | 91,66 | 11,46 |
|
Кромской район | 42 |
|
|
|
ЗАО "Паллада торг" |
| 5,31 |
|
|
ЗАО "Тандер" |
| 15,42 |
|
|
райпо |
| 11,52 |
|
|
прочие | 39 | 67,74 | 1,74 |
|
Ливенский район | 41 |
|
| требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности |
райпо |
| 48,57 |
| |
прочие | 40 | 51,43 | 1,29 | |
Малоархангельский район | 12 |
|
| требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности |
райпо |
| 64,98 |
| |
прочие | 11 | 35,02 | 3,18 | |
Мценский район | 5 |
|
|
|
ЗАО "Паллада торг" |
| 13,13 |
|
|
райпо |
| 35,58 |
|
|
прочие | 3 | 51,28 | 17,09 |
|
Новодеревеньковский район | 6 |
|
| требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности |
райпо |
| 58,43 |
| |
прочие | 5 | 41,57 | 8,31 | |
Новосильский район | 34 |
|
|
|
райпо |
| 34,75 |
|
|
прочие | 33 | 65,25 | 1,98 |
|
Орловский район | 67 |
|
|
|
ЗАО "Паллада торг" |
| 7,59 |
|
|
ЗАО "Тандер" |
| 13,08 |
|
|
райпо |
| 18,66 |
|
|
прочие | 64 | 60,66 | 0,95 |
|
Покровский район | 40 |
|
| требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности |
райпо |
| 60,65 |
| |
прочие | 39 | 39,35 | 1,01 | |
Свердловский район | 14 |
|
| требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности |
райпо |
| 52,96 |
| |
ЗАО "Тандер" |
| 20,30 |
| |
прочие | 12 | 26,74 | 2,23 | |
Сосковский район | 9 |
|
|
|
райпо |
| 12,25 |
|
|
прочие | 8 | 87,75 | 10,97 |
|
Троснянский район | 10 | 100 | 10,00 |
|
Урицкий район | 15 |
|
| требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности |
ЗАО "Паллада торг" |
| 8,24 |
| |
ЗАО "Тандер" |
| 19,91 |
| |
райпо |
| 39,09 |
| |
прочие | 12 | 32,76 | 2,73 | |
Хотынецкий район | 32 |
|
|
|
райпо |
| 22,26 |
|
|
прочие | 31 | 77,74 | 2,51 |
|
Шаблыкинский район | 8 |
|
| требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности |
райпо |
| 40,12 |
| |
прочие | 7 | 59,88 | 8,55 | |
Орловская область, всего | 735 |
|
|
|
График
График отображает уровень цен набора социально-значимых продовольственных товаров.
Анализ данных, приведенных в таблице 3 показывает, что только в границах одного административно-территориального образования - г. Мценска хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (это ЗАО «Тандер») имеет долю 37, 8 процентов, что превышает 25 процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за 2010 год и на него распространяются ограничения по приобретению, аренде и т. п. сделок дополнительной площади торговых объектов в границах г. Мценска (ст. 14 Закона о торговле). В целом по области у ЗАО «Тандер» нет такого доминирования. Торговая сеть потребительской кооперации занимает доминирующее положение в 10 районах области. Но на потребкооперацию ограничения по дополнительным площадям не распространяются. Когда мы говорим о товарных рынках, обязательно необходимо остановиться на существующих барьерах. Организационно-экономические барьеры, ограничивающие деловую активность организаций розничной торговли (по данным Росстата) дана таблице 4.
Таблица 4
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ДЕЛОВУЮ АКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
(IV квартал; в процентах от числа обследованных организаций)
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Высокий уровень налогов | 69 | 63 | 68 | 57 | 50 | 50 | 48 | 46 | 43 | 40 |
Недостаточный платежеспособный спрос | 62 | 59 | 57 | 56 | 57 | 56 | 53 | 49 | 46 | 57 |
Недостаток собственных финансовых средств | 63 | 60 | 58 | 54 | 52 | 49 | 45 | 44 | 39 | 40 |
Высокая арендная плата | 24 | 24 | 25 | 28 | 28 | 30 | 30 | 31 | 30 | 29 |
Высокие транспортные расходы | 38 | 35 | 35 | 32 | 33 | 33 | 32 | 31 | 31 | 24 |
Высокий процент коммерческого кредита | 19 | 19 | 20 | 20 | 21 | 24 | 24 | 23 | 24 | 25 |
Недостаточный ассортимент | 15 | 15 | 14 | 14 | 15 | 16 | 13 | 13 | 11 | 12 |
Недостаток торговых, складских помещений | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 11 | 12 | 10 | 8 |
Источник: Росстат
Одной из главных задач в 2011 году антимонопольный территориальный орган Орловской области считает защиту и развитие конкуренции на товарных рынках продовольственных товаров региона.
Представляется, что для повышения стабильности функционирования товарных рынков социально-значимых товаров органам власти необходимо разрешить следующие задачи:
- в рамках работы по достижению показателей развития экономики региона до показателей докризисного уровня увеличить предложение на этих товарных рынках;
- стимулировать спрос в рамках реализации мер по развитию торговой деятельности для чего совершенствовать формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, доведения минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов до нормативов;
-осуществлять постоянную работу над снятием барьеров на данных товарных рынках.
- разработать дополнительные мероприятия по административно-территориальным образованиям региона, содействующие развитию торговой деятельности.
ТЕЗИСЫ
ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СОВЕЩАНИИ У ГУБЕРНАТОРА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 23 МАЯ 2011 ГОДА
«О состоянии конкуренции на товарных рынках социально-значимых товаров на территории Орловкой области»
Председатель Правительства Российской федерации В.В. Путин в январе 2011 года во время рабочей встречи с руководителем ФАС России И.Ю. Артемьевым отметил, что « … у Федеральной антимонопольной службы задача непростая, но очень благородная, направленная на создание нормальных рыночных условий функционирования экономики, и на то, чтобы граждане чувствовали результаты работы государства в сфере экономики, ощущали их, прежде всего, на своем кармане».
Таким образом, Председатель Правительства Российской Федерации поставил во главу угла социальные аспекты антимонопольной политики. И это закономерно, потому что решения антимонопольного органа, принимаемые по результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам проверок исполнения поднадзорных законов, защищают общественные и государственные, т.е. публичные интересы.
Некоторые итоги деятельности Орловского УФАС России приведены в таблице 1. Показатели говорят об углубляющейся интенсификации деятельности сотрудников Управления, т.к. численность антимонопольного органа остается стабильной на протяжении последних 8-10 лет, а функции и полномочия расширяются.
Таблица 1
Некоторые итоги деятельности Орловского УФАС России в 2010 году
№ п/п | Показатель | Количество, год | Динамика роста (снижения) в % | |
2009 | 2010 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Рассмотрено заявлений юридических и физических лиц | 89 | 173 | в 1,9р |
2 | Проведено проверок | 189 | 119 | 63 |
3 | Выявлено фактов нарушений поднадзорного законодательства | 566 | 406 | 72 |
4
4.1.
4.2. 4.3. 4.4. | Возбуждено дел: Всего, в том числе по выявленным нарушениям поднадзорного законодательства: - антимонопольного законодательства на товарных рынках - законодательства о торговле - законодательства о естественных монополиях -рекламного законодательства | 135
93 - 2 40 | 138
102 1 5 30 | 102
110
в 2,5р 75 |
5
5.1. | Выдано предписаний по устранению нарушений Исполнено предписаний по устранению нарушений | 90
83 | 80
71 | 89
86 |
6
6.1. 6.2. 6.3. | Рассмотрено жалоб о нарушении законодательства о госзакупках Признано обоснованными Проведено проверок Выявлено нарушений | 98
38 161 225 | 58
12 180 699 | 59
32 112 в 3,1р |
7
7.1. 7.2.
7.3.
7.4. | Применение мер административной ответственности по поднадзорному законодательству - возбуждено дел - выдано постановлений о применении мер административной ответственности - наложен административный штраф (в тыс. руб). - выдано предписаний о взыскании незаконно полученного дохода в размере (в тыс. руб). |
165
104
3876,3
- |
282
164
21816,5
931,6 |
в 1,7р
в 1,6р
в 5,6р
- |
8 | Сумма взысканных в доход бюджетов различных уровней средств (в тыс. руб) | 1675,1 | 3498,6 | в 2,1р |
Кроме мер антимонопольного реагирования основанных на правоприменении при выявлении признаков нарушения антимонопольного законодательства, инструментом антимонопольного регулирования товарных рынков является Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на товарном рынке более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.
Сферы деятельности хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр даны в таблице 2.
Таблица 2.
Сферы деятельности хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр.
Сферы деятельности | Кол-во ХС |
Электроэнергия | 6 |
Газ | 2 |
Связь | 5 |
Сфера ЖКХ (теплоэнергия, водоснабжение, эксплуатация жилья, вывоз ТБО) | 43 |
Фармацевтическая деятельность | 15 |
Строительный комплекс | 2 |
Торговля, общепит, бытовое обслуживание | 18 |
Пищевая промышленность | 7 |
Сельское хозяйство (услуги по хранению зерна) | 5 |
Транспорт | 4 |
Нефть и нефтепродукты | 1 |
Прочие (инвентаризация недвижимого имущества, монтаж и техническое обслуживание ПЗУ, техническое освидетельствование объектов котлонадзора, производство керамической плитки) | 4 |
Всего: | 112 |
Основные социально-значимые товарные рынки товаров, работ и услуг – следующие: сфера ЖКХ, фармдеятельность, торговля, общественное питание и бытовое обслуживание, пищевая промышленность.
Количество хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр по социальным сферам деятельности составляет почти три четверти от общего количества х/субъектов включенных в Реестр. На хозяйственную деятельность этих предприятий и организаций распространяются запреты и ограничения Федерального закона «О защите конкуренции».
Социально-значимые товарные рынки являлись приоритетными в работе антимонопольных органов всегда. Но в общем объеме работы антимонопольного органа тенденции были таковы: в 1990-е годы по начало 2000-х годов превалировало институциональное направление деятельности, что было связано с преобразованием социально-экономического уклада страны; а с начала 2000-х годов социальные аспекты антимонопольной политики становятся превалирующими в деятельности антимонопольного ведомства. И примерно в последние пять лет эта тенденция устойчиво сохраняется. Особую важность устойчивое функционирование товарных рынков социально-значимых товаров приобрело в связи с экономическим кризисом; в тот же период была закончена разработка федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) (этот процесс ни шатко, ни валко шел около 3-х лет).
Управление сделало первые системные оценки конкурентной среды на социально-значимых товарных рынках региона еще в начале 2008 года, когда разрабатывалась областная комплексная программа «Развитие конкуренции на продовольственных рынках Орловской области на 2008-2010 годы». К сожалению, эта комплексная программа почему-то не увидела свет, т. е не была принята. Опыт участия в разработке этой программы, а также активное участие управления в разработке программы развития конкуренции в регионе в 2009-2010 годах позволил более детально оценить уровень конкуренции на продовольственных рынках не только региона, но и в границах административно-территориальных образований. Уровень концентрации дан в таблице 3.
Таблица 3
Уровень концентрации продовольственных товарных рынков Орловской области | ||||
|
|
|
|
|
Административно-территориальное образование, регион, хоз.субъект | Количество хоз.субъектов, действующих на товарном рынке, ед. | Доля, занимаемая х/с в объеме всех реализованных продовольственных товаров на соответствующем товарном рынке за 2010 год, % | Примечание | |
по наиболее крупным х/с | средняя по прочим х/с | |||
г. Орел |
195 |
|
|
|
ООО "Атолл-Центр" |
| 1,12 |
|
|
ООО "Перспектива" |
| 1,46 |
|
|
ООО "Мегатрейд" |
| 1,13 |
|
|
ЗАО "Корпорация "ГРИНН" |
| 13,53 |
|
|
ЗАО "Тандер" |
| 16,30 |
|
|
ЗАО "Паллада торг" |
| 14,56 |
|
|
прочие | 189 | 51,91 | 0,27 |
|
г. Ливны |
22 |
|
|
|
ЗАО "Паллада торг" |
| 8,85 |
|
|
ЗАО "Тандер" |
| 18,94 |
|
|
прочие | 20 | 72,21 | 3,61 |
|
г. Мценск |
37 |
|
| Действует запрет на выделение дополнительных торговых площадей ЗАО "Тандер" (ст.14 Закона о торговле) |
ЗАО "Народный магазин М" |
| 4,00 |
| |
ИП Бреус Л.М. |
| 1,19 |
| |
ЗАО "Тандер" |
| 37,76 |
| |
ЗАО "Паллада торг" |
| 8,41 |
| |
прочие | 33 | 48,65 | 1,47 | |
Болховский район |
26 |
|
|
|
райпо |
| 13,02 |
|
|
ЗАО "Тандер" |
| 12,65 |
|
|
прочие | 24 | 74,33 | 3,10 |
|
Верховский район |
40 |
|
|
|
райпо |
| 8,14 |
|
|
ЗАО "Тандер" |
| 1,02 |
|
|
прочие | 38 | 90,84 | 2,39 |
|
Глазуновский район | 13 |
|
| требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности |
райпо |
| 40,47 |
| |
прочие | 12 | 59,53 | 4,96 | |
Дмитровский район | 18 |
|
|
|
райпо |
| 10,44 |
|
|
прочие | 17 | 89,56 | 5,27 |
|
Должанский район | 12 |
|
|
|
райпо |
| 23,1 |
|
|
прочие | 11 | 76,9 | 6,99 |
|
Залегощенский район | 8 |
|
|
|
райпо |
| 17,17 |
|
|
прочие | 7 | 82,83 | 11,83 |
|
Знаменский район | 12 |
|
|
|
райпо |
| 25,87 |
|
|
прочие | 11 | 74,13 | 6,74 |
|
Колпнянский район | 3 |
|
| требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности |
райпо |
| 42,28 |
| |
прочие | 2 | 57,72 | 28,86 | |
Корсаковский район | 5 |
|
| требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности |
райпо |
| 51,69 |
| |
прочие | 4 | 48,31 | 12,08 | |
Краснозоренский район | 9 |
|
|
|
райпо |
| 8,34 |
|
|
прочие | 8 | 91,66 | 11,46 |
|
Кромской район | 42 |
|
|
|
ЗАО "Паллада торг" |
| 5,31 |
|
|
ЗАО "Тандер" |
| 15,42 |
|
|
райпо |
| 11,52 |
|
|
прочие | 39 | 67,74 | 1,74 |
|
Ливенский район | 41 |
|
| требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности |
райпо |
| 48,57 |
| |
прочие | 40 | 51,43 | 1,29 | |
Малоархангельский район | 12 |
|
| требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности |
райпо |
| 64,98 |
| |
прочие | 11 | 35,02 | 3,18 | |
Мценский район | 5 |
|
|
|
ЗАО "Паллада торг" |
| 13,13 |
|
|
райпо |
| 35,58 |
|
|
прочие | 3 | 51,28 | 17,09 |
|
Новодеревеньковский район | 6 |
|
| требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности |
райпо |
| 58,43 |
| |
прочие | 5 | 41,57 | 8,31 | |
Новосильский район | 34 |
|
|
|
райпо |
| 34,75 |
|
|
прочие | 33 | 65,25 | 1,98 |
|
Орловский район | 67 |
|
|
|
ЗАО "Паллада торг" |
| 7,59 |
|
|
ЗАО "Тандер" |
| 13,08 |
|
|
райпо |
| 18,66 |
|
|
прочие | 64 | 60,66 | 0,95 |
|
Покровский район | 40 |
|
| требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности |
райпо |
| 60,65 |
| |
прочие | 39 | 39,35 | 1,01 | |
Свердловский район | 14 |
|
| требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности |
райпо |
| 52,96 |
| |
ЗАО "Тандер" |
| 20,30 |
| |
прочие | 12 | 26,74 | 2,23 | |
Сосковский район | 9 |
|
|
|
райпо |
| 12,25 |
|
|
прочие | 8 | 87,75 | 10,97 |
|
Троснянский район | 10 | 100 | 10,00 |
|
Урицкий район | 15 |
|
| требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности |
ЗАО "Паллада торг" |
| 8,24 |
| |
ЗАО "Тандер" |
| 19,91 |
| |
райпо |
| 39,09 |
| |
прочие | 12 | 32,76 | 2,73 | |
Хотынецкий район | 32 |
|
|
|
райпо |
| 22,26 |
|
|
прочие | 31 | 77,74 | 2,51 |
|
Шаблыкинский район | 8 |
|
| требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности |
райпо |
| 40,12 |
| |
прочие | 7 | 59,88 | 8,55 | |
Орловская область, всего | 735 |
|
|
|
Анализ данных, приведенных в таблице 3 показывает, что только в границах одного административно-территориального образования - г. Мценска хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (это ЗАО «Тандер») имеет долю 37, 8 процентов, что превышает 25 процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за 2010 год и на него распространяются ограничения по приобретению, аренде и т. п. сделок дополнительной площади торговых объектов в границах г. Мценска (ст. 14 Закона о торговле). В целом по области у ЗАО «Тандер» нет такого доминирования. Торговая сеть потребительской кооперации занимает доминирующее положение в 10 районах области. Но на потребкооперацию ограничения по дополнительным площадям не распространяются. Когда мы говорим о товарных рынках, обязательно необходимо остановиться на существующих барьерах. Организационно-экономические барьеры, ограничивающие деловую активность организаций розничной торговли (по данным Росстата) дана таблице 4.
Таблица 4
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ДЕЛОВУЮ АКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
(IV квартал; в процентах от числа обследованных организаций)
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Высокий уровень налогов | 69 | 63 | 68 | 57 | 50 | 50 | 48 | 46 | 43 | 40 |
Недостаточный платежеспособный спрос | 62 | 59 | 57 | 56 | 57 | 56 | 53 | 49 | 46 | 57 |
Недостаток собственных финансовых средств | 63 | 60 | 58 | 54 | 52 | 49 | 45 | 44 | 39 | 40 |
Высокая арендная плата | 24 | 24 | 25 | 28 | 28 | 30 | 30 | 31 | 30 | 29 |
Высокие транспортные расходы | 38 | 35 | 35 | 32 | 33 | 33 | 32 | 31 | 31 | 24 |
Высокий процент коммерческого кредита | 19 | 19 | 20 | 20 | 21 | 24 | 24 | 23 | 24 | 25 |
Недостаточный ассортимент | 15 | 15 | 14 | 14 | 15 | 16 | 13 | 13 | 11 | 12 |
Недостаток торговых, складских помещений | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 11 | 12 | 10 | 8 |
Источник: Росстат
Одной из главных задач в 2011 году антимонопольный территориальный орган Орловской области считает защиту и развитие конкуренции на товарных рынках продовольственных товаров региона.
Представляется, что для повышения стабильности функционирования товарных рынков социально-значимых товаров органам власти необходимо разрешить следующие задачи:
- в рамках работы по достижению показателей развития экономики региона до показателей докризисного уровня увеличить предложение на этих товарных рынках;
- стимулировать спрос в рамках реализации мер по развитию торговой деятельности для чего совершенствовать формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, доведения минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов до нормативов;
-осуществлять постоянную работу над снятием барьеров на данных товарных рынках.
- разработать дополнительные мероприятия по административно-территориальным образованиям региона, содействующие развитию торговой деятельности.