Тезисы выступления Юрасова В. И. на совещании у Губернатора Орловской области 23 мая 2011 года

Сфера деятельности: Контроль органов власти

ТЕЗИСЫ

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СОВЕЩАНИИ У ГУБЕРНАТОРА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 23 МАЯ 2011 ГОДА

«О состоянии конкуренции на товарных рынках социально-значимых товаров на территории Орловкой области»

 

 
Председатель Правительства Российской федерации В.В. Путин в январе 2011 года во время рабочей встречи с руководителем ФАС России И.Ю. Артемьевым отметил, что « … у Федеральной антимонопольной службы задача непростая, но очень благородная, направленная на создание нормальных рыночных условий функционирования экономики, и на то, чтобы граждане чувствовали результаты работы государства в сфере экономики, ощущали их, прежде всего, на своем кармане».

Таким образом, Председатель Правительства Российской Федерации поставил во главу угла социальные аспекты антимонопольной политики. И это закономерно, потому что решения антимонопольного органа, принимаемые по результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам проверок исполнения поднадзорных законов, защищают общественные и государственные, т.е. публичные интересы.

Некоторые итоги деятельности Орловского УФАС России приведены в таблице 1. Показатели говорят об углубляющейся интенсификации деятельности сотрудников Управления, т.к. численность антимонопольного органа остается стабильной на протяжении последних 8-10 лет, а функции и полномочия расширяются.

Таблица 1

Некоторые итоги деятельности Орловского УФАС России в 2010 году

 

№ п/п

Показатель

Количество, год

Динамика роста (снижения) в %

2009

2010

1

2

3

4

5

1

Рассмотрено заявлений юридических и физических лиц

89

173

в 1,9р

2

Проведено проверок

189

119

63

3

Выявлено фактов нарушений поднадзорного законодательства

566

406

72

4

 

 

4.1.

 

4.2.

4.3.

4.4.

Возбуждено дел:

Всего, в том числе по выявленным нарушениям поднадзорного законодательства:

- антимонопольного законодательства на товарных рынках

- законодательства о торговле

- законодательства о естественных монополиях

-рекламного законодательства

135

 

 

 

93

-

2

40

138

 

 

 

102

1

5

30

102

 

 

 

110

 

в 2,5р

75

5

 

5.1.

Выдано предписаний по устранению нарушений

Исполнено предписаний по устранению нарушений

90

 

83

80

 

71

89

 

86

6

 

6.1.

6.2.

6.3.

Рассмотрено жалоб о нарушении законодательства о госзакупках

Признано обоснованными

Проведено проверок

Выявлено нарушений

98

 

38

161

225

58

 

12

180

699

59

 

32

112

в 3,1р

7

 

 

7.1.

7.2.

 

7.3.

 

7.4.

Применение мер административной ответственности по поднадзорному законодательству

- возбуждено дел

- выдано постановлений о применении мер административной ответственности

- наложен административный штраф (в тыс. руб).

- выдано предписаний о взыскании незаконно полученного дохода в размере (в тыс. руб).

 

 

 

165

 

104

 

3876,3

 

-

 

 

 

282

 

164

 

21816,5

 

931,6

 

 

 

в 1,7р

 

в 1,6р

 

в 5,6р

 

-

8

Сумма взысканных в доход бюджетов различных уровней средств (в тыс. руб)

1675,1

3498,6

в 2,1р

 

Кроме мер антимонопольного реагирования основанных на правоприменении при выявлении признаков нарушения антимонопольного законодательства, инструментом антимонопольного регулирования товарных рынков является Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на товарном рынке более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.

Сферы деятельности хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр даны в таблице 2.

Таблица 2.

Сферы деятельности хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр.

Сферы деятельности

Кол-во ХС

Электроэнергия

6

Газ

2

Связь

5

Сфера ЖКХ (теплоэнергия, водоснабжение, эксплуатация жилья, вывоз ТБО)

43

Фармацевтическая деятельность

15

Строительный комплекс

2

Торговля, общепит, бытовое обслуживание

18

Пищевая промышленность

7

Сельское хозяйство (услуги по хранению зерна)

5

Транспорт

4

Нефть и нефтепродукты

1

Прочие (инвентаризация недвижимого имущества, монтаж и техническое обслуживание ПЗУ, техническое освидетельствование объектов котлонадзора, производство керамической плитки)

4

Всего:

112

Основные социально-значимые товарные рынки товаров, работ и услуг – следующие: сфера ЖКХ, фармдеятельность, торговля, общественное питание и бытовое обслуживание, пищевая промышленность.

Количество хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр по социальным сферам деятельности составляет почти три четверти от общего количества х/субъектов включенных в Реестр. На хозяйственную деятельность этих предприятий и организаций распространяются запреты и ограничения Федерального закона «О защите конкуренции».

Социально-значимые товарные рынки являлись приоритетными в работе антимонопольных органов всегда. Но в общем объеме работы антимонопольного органа тенденции были таковы: в 1990-е годы по начало 2000-х годов превалировало институциональное направление деятельности, что было связано с преобразованием социально-экономического уклада страны; а с начала 2000-х годов социальные аспекты антимонопольной политики становятся превалирующими в деятельности антимонопольного ведомства. И примерно в последние пять лет эта тенденция устойчиво сохраняется. Особую важность устойчивое функционирование товарных рынков социально-значимых товаров приобрело в связи с экономическим кризисом; в тот же период была закончена разработка федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) (этот процесс ни шатко, ни валко шел около 3-х лет).

Управление сделало первые системные оценки конкурентной среды на социально-значимых товарных рынках региона еще в начале 2008 года, когда разрабатывалась областная комплексная программа «Развитие конкуренции на продовольственных рынках Орловской области на 2008-2010 годы». К сожалению, эта комплексная программа почему-то не увидела свет, т. е не была принята. Опыт участия в разработке этой программы, а также активное участие управления в разработке программы развития конкуренции в регионе в 2009-2010  годах позволил более детально оценить уровень конкуренции на продовольственных рынках не только региона, но и в границах административно-территориальных образований. Уровень концентрации дан в таблице 3.

Таблица 3

Уровень концентрации продовольственных товарных рынков Орловской области

 

 

 

 

 

Административно-территориальное образование, регион, хоз.субъект

Количество хоз.субъектов, действующих на товарном рынке, ед.

Доля, занимаемая х/с в объеме всех реализованных продовольственных товаров на соответствующем товарном рынке за 2010 год, %

Примечание

по наиболее крупным х/с

средняя по прочим х/с

 

 

г. Орел

 

 

195

 

 

 

ООО "Атолл-Центр"

 

1,12

 

 

ООО "Перспектива"

 

1,46

 

 

ООО "Мегатрейд"

 

1,13

 

 

ЗАО "Корпорация "ГРИНН"

 

13,53

 

 

ЗАО "Тандер"

 

16,30

 

 

ЗАО "Паллада торг"

 

14,56

 

 

прочие

189

51,91

0,27

 

 

 

г. Ливны

 

 

22

 

 

 

ЗАО "Паллада торг"

 

8,85

 

 

ЗАО "Тандер"

 

18,94

 

 

прочие

20

72,21

3,61

 

 

 

г. Мценск

 

 

37

 

 

Действует запрет на выделение дополнительных торговых площадей ЗАО "Тандер" (ст.14 Закона о торговле)

ЗАО "Народный магазин М"

 

4,00

 

ИП Бреус Л.М.

 

1,19

 

ЗАО "Тандер"

 

37,76

 

ЗАО "Паллада торг"

 

8,41

 

прочие

33

48,65

1,47

 

 

Болховский район

 

 

26

 

 

 

райпо

 

13,02

 

 

ЗАО "Тандер"

 

12,65

 

 

прочие

24

74,33

3,10

 

 

 

Верховский район

 

 

40

 

 

 

райпо

 

8,14

 

 

ЗАО "Тандер"

 

1,02

 

 

прочие

38

90,84

2,39

 

 

 

Глазуновский район

13

 

 

требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности

райпо

 

40,47

 

прочие

12

59,53

4,96

 

 

Дмитровский район

18

 

 

 

райпо

 

10,44

 

 

прочие

17

89,56

5,27

 

 

 

Должанский район

12

 

 

 

райпо

 

23,1

 

 

прочие

11

76,9

6,99

 

 

 

Залегощенский район

8

 

 

 

райпо

 

17,17

 

 

прочие

7

82,83

11,83

 

 

 

Знаменский район

12

 

 

 

райпо

 

25,87

 

 

прочие

11

74,13

6,74

 

 

 

Колпнянский район

3

 

 

требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности

райпо

 

42,28

 

прочие

2

57,72

28,86

 

 

Корсаковский район

5

 

 

требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности

райпо

 

51,69

 

прочие

4

48,31

12,08

 

 

Краснозоренский район

9

 

 

 

райпо

 

8,34

 

 

прочие

8

91,66

11,46

 

 

 

Кромской район

42

 

 

 

ЗАО "Паллада торг"

 

5,31

 

 

ЗАО "Тандер"

 

15,42

 

 

райпо

 

11,52

 

 

прочие

39

67,74

1,74

 

 

 

Ливенский район

41

 

 

требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности

райпо

 

48,57

 

прочие

40

51,43

1,29

 

 

Малоархангельский район

12

 

 

требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности

райпо

 

64,98

 

прочие

11

35,02

3,18

 

 

Мценский район

5

 

 

 

ЗАО "Паллада торг"

 

13,13

 

 

райпо

 

35,58

 

 

прочие

3

51,28

17,09

 

 

 

Новодеревеньковский район

6

 

 

требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности

райпо

 

58,43

 

прочие

5

41,57

8,31

 

 

Новосильский район

34

 

 

 

райпо

 

34,75

 

 

прочие

33

65,25

1,98

 

 

 

Орловский район

67

 

 

 

ЗАО "Паллада торг"

 

7,59

 

 

ЗАО "Тандер"

 

13,08

 

 

райпо

 

18,66

 

 

прочие

64

60,66

0,95

 

 

 

Покровский район

40

 

 

требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности

райпо

 

60,65

 

прочие

39

39,35

1,01

 

 

Свердловский район

14

 

 

требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности

райпо

 

52,96

 

ЗАО "Тандер"

 

20,30

 

прочие

12

26,74

2,23

 

 

Сосковский район

9

 

 

 

райпо

 

12,25

 

 

прочие

8

87,75

10,97

 

 

 

Троснянский район

10

100

10,00

 

 

 

Урицкий район

15

 

 

требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности

ЗАО "Паллада торг"

 

8,24

 

ЗАО "Тандер"

 

19,91

 

райпо

 

39,09

 

прочие

12

32,76

2,73

 

 

Хотынецкий район

32

 

 

 

райпо

 

22,26

 

 

прочие

31

77,74

2,51

 

 

 

Шаблыкинский район

8

 

 

требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности

райпо

 

40,12

 

прочие

7

59,88

8,55

 

 

Орловская область, всего

735

 

 

 

 

График

График отображает уровень цен набора социально-значимых продовольственных товаров.

Анализ данных, приведенных в таблице 3 показывает, что только в границах одного административно-территориального образования - г. Мценска хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (это ЗАО «Тандер») имеет долю 37, 8 процентов, что превышает 25 процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за 2010 год и на него распространяются ограничения по приобретению, аренде и т. п. сделок дополнительной площади торговых объектов в границах г. Мценска (ст. 14 Закона о торговле). В целом по области у ЗАО «Тандер» нет такого доминирования. Торговая сеть потребительской кооперации занимает доминирующее положение в 10 районах области. Но на потребкооперацию ограничения по дополнительным площадям не распространяются. Когда мы говорим о товарных рынках, обязательно необходимо остановиться на существующих барьерах. Организационно-экономические барьеры, ограничивающие деловую активность организаций розничной торговли (по данным Росстата) дана таблице 4.

Таблица 4

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ДЕЛОВУЮ АКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

 

 

(IV квартал; в процентах от числа обследованных организаций)

 

 

2000

 

2001

 

2002

 

2003

 

2004

 

2005

 

2006

 

2007

 

2008

 

2009

Высокий уровень налогов

69

63

68

57

50

50

48

46

43

40

Недостаточный платежеспособный спрос

62

59

57

56

57

56

53

49

46

57

Недостаток собственных финансовых средств

63

60

58

54

52

49

45

44

39

40

Высокая арендная плата

24

24

25

28

28

30

30

31

30

29

Высокие транспортные расходы

38

35

35

32

33

33

32

31

31

24

Высокий процент коммерческого кредита

19

19

20

20

21

24

24

23

24

25

Недостаточный ассортимент

15

15

14

14

15

16

13

13

11

12

Недостаток торговых, складских помещений

3

5

6

7

8

9

11

12

10

8

Источник: Росстат

Одной из главных задач в 2011 году антимонопольный территориальный орган Орловской области считает защиту и развитие конкуренции на товарных рынках продовольственных товаров региона.

Представляется, что для повышения стабильности функционирования товарных рынков социально-значимых товаров органам власти необходимо разрешить следующие задачи:

- в рамках работы по достижению показателей развития экономики региона до показателей докризисного уровня увеличить предложение на этих товарных рынках;

- стимулировать спрос в рамках реализации мер по развитию торговой деятельности для чего совершенствовать формирование торговой инфраструктуры  с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, доведения минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов до нормативов;

-осуществлять постоянную работу над снятием барьеров на данных товарных рынках.

- разработать дополнительные мероприятия по административно-территориальным образованиям региона, содействующие развитию торговой деятельности.

 

ТЕЗИСЫ

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СОВЕЩАНИИ У ГУБЕРНАТОРА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 23 МАЯ 2011 ГОДА

«О состоянии конкуренции на товарных рынках социально-значимых товаров на территории Орловкой области»

 


Председатель Правительства Российской федерации В.В. Путин в январе 2011 года во время рабочей встречи с руководителем ФАС России И.Ю. Артемьевым отметил, что « … у Федеральной антимонопольной службы задача непростая, но очень благородная, направленная на создание нормальных рыночных условий функционирования экономики, и на то, чтобы граждане чувствовали результаты работы государства в сфере экономики, ощущали их, прежде всего, на своем кармане».

Таким образом, Председатель Правительства Российской Федерации поставил во главу угла социальные аспекты антимонопольной политики. И это закономерно, потому что решения антимонопольного органа, принимаемые по результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам проверок исполнения поднадзорных законов, защищают общественные и государственные, т.е. публичные интересы.

Некоторые итоги деятельности Орловского УФАС России приведены в таблице 1. Показатели говорят об углубляющейся интенсификации деятельности сотрудников Управления, т.к. численность антимонопольного органа остается стабильной на протяжении последних 8-10 лет, а функции и полномочия расширяются.

Таблица 1

Некоторые итоги деятельности Орловского УФАС России в 2010 году

 

№ п/п

Показатель

Количество, год

Динамика роста (снижения) в %

2009

2010

1

2

3

4

5

1

Рассмотрено заявлений юридических и физических лиц

89

173

в 1,9р

2

Проведено проверок

189

119

63

3

Выявлено фактов нарушений поднадзорного законодательства

566

406

72

4

 

 

4.1.

 

4.2.

4.3.

4.4.

Возбуждено дел:

Всего, в том числе по выявленным нарушениям поднадзорного законодательства:

- антимонопольного законодательства на товарных рынках

- законодательства о торговле

- законодательства о естественных монополиях

-рекламного законодательства

135

 

 

 

93

-

2

40

138

 

 

 

102

1

5

30

102

 

 

 

110

 

в 2,5р

75

5

 

5.1.

Выдано предписаний по устранению нарушений

Исполнено предписаний по устранению нарушений

90

 

83

80

 

71

89

 

86

6

 

6.1.

6.2.

6.3.

Рассмотрено жалоб о нарушении законодательства о госзакупках

Признано обоснованными

Проведено проверок

Выявлено нарушений

98

 

38

161

225

58

 

12

180

699

59

 

32

112

в 3,1р

7

 

 

7.1.

7.2.

 

7.3.

 

7.4.

Применение мер административной ответственности по поднадзорному законодательству

- возбуждено дел

- выдано постановлений о применении мер административной ответственности

- наложен административный штраф (в тыс. руб).

- выдано предписаний о взыскании незаконно полученного дохода в размере (в тыс. руб).

 

 

 

165

 

104

 

3876,3

 

-

 

 

 

282

 

164

 

21816,5

 

931,6

 

 

 

в 1,7р

 

в 1,6р

 

в 5,6р

 

-

8

Сумма взысканных в доход бюджетов различных уровней средств (в тыс. руб)

1675,1

3498,6

в 2,1р

 

Кроме мер антимонопольного реагирования основанных на правоприменении при выявлении признаков нарушения антимонопольного законодательства, инструментом антимонопольного регулирования товарных рынков является Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на товарном рынке более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.

Сферы деятельности хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр даны в таблице 2.

Таблица 2.

Сферы деятельности хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр.

Сферы деятельности

Кол-во ХС

Электроэнергия

6

Газ

2

Связь

5

Сфера ЖКХ (теплоэнергия, водоснабжение, эксплуатация жилья, вывоз ТБО)

43

Фармацевтическая деятельность

15

Строительный комплекс

2

Торговля, общепит, бытовое обслуживание

18

Пищевая промышленность

7

Сельское хозяйство (услуги по хранению зерна)

5

Транспорт

4

Нефть и нефтепродукты

1

Прочие (инвентаризация недвижимого имущества, монтаж и техническое обслуживание ПЗУ, техническое освидетельствование объектов котлонадзора, производство керамической плитки)

4

Всего:

112

Основные социально-значимые товарные рынки товаров, работ и услуг – следующие: сфера ЖКХ, фармдеятельность, торговля, общественное питание и бытовое обслуживание, пищевая промышленность.

Количество хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр по социальным сферам деятельности составляет почти три четверти от общего количества х/субъектов включенных в Реестр. На хозяйственную деятельность этих предприятий и организаций распространяются запреты и ограничения Федерального закона «О защите конкуренции».

Социально-значимые товарные рынки являлись приоритетными в работе антимонопольных органов всегда. Но в общем объеме работы антимонопольного органа тенденции были таковы: в 1990-е годы по начало 2000-х годов превалировало институциональное направление деятельности, что было связано с преобразованием социально-экономического уклада страны; а с начала 2000-х годов социальные аспекты антимонопольной политики становятся превалирующими в деятельности антимонопольного ведомства. И примерно в последние пять лет эта тенденция устойчиво сохраняется. Особую важность устойчивое функционирование товарных рынков социально-значимых товаров приобрело в связи с экономическим кризисом; в тот же период была закончена разработка федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) (этот процесс ни шатко, ни валко шел около 3-х лет).

Управление сделало первые системные оценки конкурентной среды на социально-значимых товарных рынках региона еще в начале 2008 года, когда разрабатывалась областная комплексная программа «Развитие конкуренции на продовольственных рынках Орловской области на 2008-2010 годы». К сожалению, эта комплексная программа почему-то не увидела свет, т. е не была принята. Опыт участия в разработке этой программы, а также активное участие управления в разработке программы развития конкуренции в регионе в 2009-2010  годах позволил более детально оценить уровень конкуренции на продовольственных рынках не только региона, но и в границах административно-территориальных образований. Уровень концентрации дан в таблице 3.

Таблица 3

Уровень концентрации продовольственных товарных рынков Орловской области

 

 

 

 

 

Административно-территориальное образование, регион, хоз.субъект

Количество хоз.субъектов, действующих на товарном рынке, ед.

Доля, занимаемая х/с в объеме всех реализованных продовольственных товаров на соответствующем товарном рынке за 2010 год, %

Примечание

по наиболее крупным х/с

средняя по прочим х/с

 

 

г. Орел

 

 

195

 

 

 

ООО "Атолл-Центр"

 

1,12

 

 

ООО "Перспектива"

 

1,46

 

 

ООО "Мегатрейд"

 

1,13

 

 

ЗАО "Корпорация "ГРИНН"

 

13,53

 

 

ЗАО "Тандер"

 

16,30

 

 

ЗАО "Паллада торг"

 

14,56

 

 

прочие

189

51,91

0,27

 

 

 

г. Ливны

 

 

22

 

 

 

ЗАО "Паллада торг"

 

8,85

 

 

ЗАО "Тандер"

 

18,94

 

 

прочие

20

72,21

3,61

 

 

 

г. Мценск

 

 

37

 

 

Действует запрет на выделение дополнительных торговых площадей ЗАО "Тандер" (ст.14 Закона о торговле)

ЗАО "Народный магазин М"

 

4,00

 

ИП Бреус Л.М.

 

1,19

 

ЗАО "Тандер"

 

37,76

 

ЗАО "Паллада торг"

 

8,41

 

прочие

33

48,65

1,47

 

 

Болховский район

 

 

26

 

 

 

райпо

 

13,02

 

 

ЗАО "Тандер"

 

12,65

 

 

прочие

24

74,33

3,10

 

 

 

Верховский район

 

 

40

 

 

 

райпо

 

8,14

 

 

ЗАО "Тандер"

 

1,02

 

 

прочие

38

90,84

2,39

 

 

 

Глазуновский район

13

 

 

требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности

райпо

 

40,47

 

прочие

12

59,53

4,96

 

 

Дмитровский район

18

 

 

 

райпо

 

10,44

 

 

прочие

17

89,56

5,27

 

 

 

Должанский район

12

 

 

 

райпо

 

23,1

 

 

прочие

11

76,9

6,99

 

 

 

Залегощенский район

8

 

 

 

райпо

 

17,17

 

 

прочие

7

82,83

11,83

 

 

 

Знаменский район

12

 

 

 

райпо

 

25,87

 

 

прочие

11

74,13

6,74

 

 

 

Колпнянский район

3

 

 

требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности

райпо

 

42,28

 

прочие

2

57,72

28,86

 

 

Корсаковский район

5

 

 

требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности

райпо

 

51,69

 

прочие

4

48,31

12,08

 

 

Краснозоренский район

9

 

 

 

райпо

 

8,34

 

 

прочие

8

91,66

11,46

 

 

 

Кромской район

42

 

 

 

ЗАО "Паллада торг"

 

5,31

 

 

ЗАО "Тандер"

 

15,42

 

 

райпо

 

11,52

 

 

прочие

39

67,74

1,74

 

 

 

Ливенский район

41

 

 

требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности

райпо

 

48,57

 

прочие

40

51,43

1,29

 

 

Малоархангельский район

12

 

 

требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности

райпо

 

64,98

 

прочие

11

35,02

3,18

 

 

Мценский район

5

 

 

 

ЗАО "Паллада торг"

 

13,13

 

 

райпо

 

35,58

 

 

прочие

3

51,28

17,09

 

 

 

Новодеревеньковский район

6

 

 

требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности

райпо

 

58,43

 

прочие

5

41,57

8,31

 

 

Новосильский район

34

 

 

 

райпо

 

34,75

 

 

прочие

33

65,25

1,98

 

 

 

Орловский район

67

 

 

 

ЗАО "Паллада торг"

 

7,59

 

 

ЗАО "Тандер"

 

13,08

 

 

райпо

 

18,66

 

 

прочие

64

60,66

0,95

 

 

 

Покровский район

40

 

 

требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности

райпо

 

60,65

 

прочие

39

39,35

1,01

 

 

Свердловский район

14

 

 

требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности

райпо

 

52,96

 

ЗАО "Тандер"

 

20,30

 

прочие

12

26,74

2,23

 

 

Сосковский район

9

 

 

 

райпо

 

12,25

 

 

прочие

8

87,75

10,97

 

 

 

Троснянский район

10

100

10,00

 

 

 

Урицкий район

15

 

 

требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности

ЗАО "Паллада торг"

 

8,24

 

ЗАО "Тандер"

 

19,91

 

райпо

 

39,09

 

прочие

12

32,76

2,73

 

 

Хотынецкий район

32

 

 

 

райпо

 

22,26

 

 

прочие

31

77,74

2,51

 

 

 

Шаблыкинский район

8

 

 

требуется разработка мероприятий содействующих развитию торговой деятельности

райпо

 

40,12

 

прочие

7

59,88

8,55

 

 

Орловская область, всего

735

 

 

 

 

Анализ данных, приведенных в таблице 3 показывает, что только в границах одного административно-территориального образования - г. Мценска хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (это ЗАО «Тандер») имеет долю 37, 8 процентов, что превышает 25 процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за 2010 год и на него распространяются ограничения по приобретению, аренде и т. п. сделок дополнительной площади торговых объектов в границах г. Мценска (ст. 14 Закона о торговле). В целом по области у ЗАО «Тандер» нет такого доминирования. Торговая сеть потребительской кооперации занимает доминирующее положение в 10 районах области. Но на потребкооперацию ограничения по дополнительным площадям не распространяются. Когда мы говорим о товарных рынках, обязательно необходимо остановиться на существующих барьерах. Организационно-экономические барьеры, ограничивающие деловую активность организаций розничной торговли (по данным Росстата) дана таблице 4.

Таблица 4

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ДЕЛОВУЮ АКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

 

 

(IV квартал; в процентах от числа обследованных организаций)

 

 

2000

 

2001

 

2002

 

2003

 

2004

 

2005

 

2006

 

2007

 

2008

 

2009

Высокий уровень налогов

69

63

68

57

50

50

48

46

43

40

Недостаточный платежеспособный спрос

62

59

57

56

57

56

53

49

46

57

Недостаток собственных финансовых средств

63

60

58

54

52

49

45

44

39

40

Высокая арендная плата

24

24

25

28

28

30

30

31

30

29

Высокие транспортные расходы

38

35

35

32

33

33

32

31

31

24

Высокий процент коммерческого кредита

19

19

20

20

21

24

24

23

24

25

Недостаточный ассортимент

15

15

14

14

15

16

13

13

11

12

Недостаток торговых, складских помещений

3

5

6

7

8

9

11

12

10

8

Источник: Росстат

Одной из главных задач в 2011 году антимонопольный территориальный орган Орловской области считает защиту и развитие конкуренции на товарных рынках продовольственных товаров региона.

Представляется, что для повышения стабильности функционирования товарных рынков социально-значимых товаров органам власти необходимо разрешить следующие задачи:

- в рамках работы по достижению показателей развития экономики региона до показателей докризисного уровня увеличить предложение на этих товарных рынках;

- стимулировать спрос в рамках реализации мер по развитию торговой деятельности для чего совершенствовать формирование торговой инфраструктуры  с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, доведения минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов до нормативов;

-осуществлять постоянную работу над снятием барьеров на данных товарных рынках.

- разработать дополнительные мероприятия по административно-территориальным образованиям региона, содействующие развитию торговой деятельности.