ИТОГИ работы Орловского УФАС России по выявлению и пресечению нарушений требований антимонопольного законодательства в 2014 году

Контроль за соблюдением требований нарушения антимонопольного законодательства является одним из основных направлений деятельности Орловского УФАС России (далее – Управление).

         Итоги работы Управления в 2014 году по указанному направлению приведены в таблице.

                                                                                                             Таблица

 

 

 

1. Проведено проверок,  ед.

 

2013г.

2014г.

 

35

 

53

2. Рассмотрено заявлений,

в т. ч. на агропродовольственном рынке, ед 

140

 

250

85

3. Возбуждено дел, в том числе

    по инициативе Управления, ед.

55

27

56

13

4.  Выявлено нарушений антимонопольного законодательства, ед.

43

41

5. Выдано предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, ед.

30

18

6. Выдано предупреждений

 

9

19

6.1 Всего выдано предписаний и предупреждений

39

37

7.  Исполнено предписаний и предупреждений

41

32

8. Проанализировано нормативно правовых актов органов власти всех уровней, ед.

701

2629

7. Выявлено актов имеющих признаки нарушения антимонопольного законодательства, ед.

 

14

 

 

12

9. Наложено штрафов, тыс. руб.

 

1235,5

10212,0

10. Взыскано штрафов, тыс. руб.

 

1474,8

766,0

 

Приведенные в таблице данные показывают, что в 2014 году Управлением было проведено 53 плановых и внеплановых проверок по соблюдению хозяйствующими субъектами требований антимонопольного законодательства, это на 50% больше чем в 2013 году, рассмотрено 250 заявлений поступивших от физических и юридических лиц, в том числе  85 обращений, связанных с ростом цен на продовольственные товары. В 2014 году количество поступивших заявлений  увеличилось в 2 раза по сравнению с 2013 годом.

Возбуждено Управлением было 56 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, практически, как и в 2013 году. По результатам рассмотрения возбужденных дел  выдано 18 предписаний, 11 дел было прекращено в связи с добровольным устранением хозяйствующими субъектами нарушений действующего антимонопольного законодательства, в 15 случаях не было установлено фактов нарушения действующего антимонопольного законодательства.

В отчетном году, наибольшее количество жалоб (заявлений) поступило от   граждан, (в сравнении с количеством заявлений поступивших от предприятий и организаций). В большинстве случае граждане жаловались на рост цен на продукты питания, это 34% от общего количества поступивших в Управление обращений. Кроме того,  граждане жаловались, как и в 2013 году на действия ресурсоснабжающих организаций, из которых большинство приходится на организации, относящиеся к субъектам естественных монополий и осуществляющие электроснабжение, это более 29%; 12 % жалоб приходилось на страховые компании, и в основном на деятельность страхователей,  связанную с заключением договоров ОСАГО; не сокращается  поступление количества заявлений  и на органы власти (более 20% от общего количества поступивших заявлений).

Управлением также в 2014 году активно применялся институт предупреждений (поправки в антимонопольное законодательство были внесены в начале  2012 года). Выдавая предупреждения в адрес хозяйствующих субъектов о прекращении нарушений требований антимонопольного законодательства,  Управление позволяло доминирующим компаниям добровольно скорректировать свое поведение на рынке и избежать возможной ответственности.  Так, в 2014 году в адрес хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, было выдано 19 предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения,  в 2013 году Управлением было выдано 9 предупреждений). Выданные Управлением предупреждения хозяйствующими субъектами в основном исполняются.

На протяжении всего 2014 года Управление продолжало отслеживать ценовую ситуацию на мелкооптовом и розничном товарных рынках бензинов и дизельного топлива.

Мелкооптовый рынок нефтепродуктов является специализацией нашего управления в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы. О проделанной работе, связанной с принимаемыми мерами на данном товарном рынке Управление ежегодно направляет информацию в ФАС России.

Региональный мелкооптовый товарный рынок нефтепродуктов является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией, более 90% рынка занимает один хозяйствующий субъект. Региональным органам власти следует обратить внимание на данный товарный рынок с целью разработки конкретных мер для развития конкуренции. Об этом Управление информировало  Правительство Орловской области.

Проводимая управлением в 2014 году работа, связанная с отслеживанием цен на нефтепродукты,  позволила удерживать низкий уровень  цен на бензин и дизельное топливо по сравнению с соседними областями ЦФО, как в мелкооптовом звене, так и на розничном рынке.

Постоянная работа  с производителями хлебобулочных изделий, не позволило хлебопекам существенно повысить отпускные цены на социально значимые хлеба: стоимость социально значимого хлеба и хлебобулочных изделий одна из самых низких среди регионов ЦФО.

По итогам работы за 2014 год Орловское УФАС России в таблице рейтингования 84 территориальных управлений ФАС России занимает 30 позицию.