Изменение законодательства о подготовке и проведению чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в России

В связи с подготовкой и предстоящим проведением на территории Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедерации FIFA 2017 года, Орловское УФАС России сообщает о недопустимости:

  1. продажи, обмена или иного введения в оборот товаров, либо выполнения работ, оказания услуг, если при этом незаконно использовалась (-ется) символика спортивных соревнований и обозначений, тождественная или сходная до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная  символика спортивных соревнований;
  2. осуществления любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению  товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения  FIFA;
  3. введения в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо о любом ином качестве;
  4. введения в заблуждение, в том числе  посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями;
  5. подготовки и (или) проведении в коммерческих целях массовых мероприятий, создающих ложное представление о них как о мероприятиях, а также финансовое обеспечение, в том числе спонсорская помощь, таких массовых мероприятий без официального письменного разрешения FIFA;
  6. использования без официального письменного разрешения FIFA мероприятий для организации либо осуществления рекламной или маркетинговой деятельности, получения спонсорской помощи, в том числе если такая деятельность направлена на целевую аудиторию, включая владельцев входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия;
  7. использования входных билетов на мероприятия  или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в рекламных целях и для проведения розыгрышей, конкурсов, игр, пари, рекламных акций, а также включения стоимости входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в перечни услуг по туристическому обслуживанию, гостиничных услуг или других услуг без официального письменного разрешения  FIFA.

В случае выявления антимонопольным органом указанных признаков нарушения, данные действия могут быть квалифицированы в качестве нарушения запретов Закона «О рекламе» и Закона о защите конкуренции.

Кроме того, изменилась и процедура порядка возбуждения дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства по статье 14.8 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с общим правилом, установленным частью 2 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в случае выявления в действиях лиц признаков нарушения статьи 14.8 Закона «О защите конкуренции» указанным лицам выдается предупреждение о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В соответствии с внесенными поправками требования статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» не распространяются на действия, признаваемые недобросовестной конкуренцией в соответствии с частью 1 статьи 20 «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 108-ФЗ), если такие действия образуют признаки нарушения статьи 14.8 настоящего Федерального закона.

Под указанные запреты подпадают факты нарушений имущественных прав FIFA путем использования обозначений и слов, не являющихся зарегистрированными товарными знаками FIFA, однако формирующих у потребителя представление о FIFA либо создающих ложное представление о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA и иным образом затрагивающими имущественные права FIFA.

Таким образом, в случае выявления фактов нарушения имущественных прав FIFA, подлежащих квалификации по статье 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции», антимонопольным органам надлежит незамедлительно возбуждать дела о нарушении антимонопольного законодательства без выдачи предупреждения о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

Указанные поправки будут применяться до 15 августа 2018 года включительно.