«Политическая реклама» будоражит жителей города Орла
19 апреля 2021 года в администрации г. Орла под председательством начальника Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла Решетовой Татьяны Владимировны, состоялось совещание по вопросу размещению политической рекламы на территории г. Орла.
Участие в указанном мероприятии приняли: руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области Кирьянов Андрей Николаевич, представители Избирательной комиссии Орловской области, представитель Департамента государственного имущества и земельных отношений администрации г. Орла, а также субъекты рекламного рынка.
На совещании был рассмотрен вопрос размещения политической рекламы на территории г. Орла.
Начальник Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла Решетова Т.В. доложила, что Орловское УФАС России направило в администрацию г. Орла материалы заявлений граждан по факту размещений рекламных конструкций с информацией о политических партиях, что по мнению граждан противоречит требованиям законодательства РФ о рекламе.
Представитель Избирательной комиссии Орловской области довел до сведения участников совещания, что на сегодняшний день законодательного определения понятия «Политическая реклама» не существует, однако, полномочия Избирательной комиссии начинают действовать с момента объявления предвыборной кампании.
Руководитель Орловского УФАС России Кирьянов А.Н. в своем выступлении привел понятия «коммерческой рекламы» и «социальной рекламы».
А также пояснил, что с учетом совокупного анализа норм, содержащихся в законодательстве о рекламе и законодательстве о проведении выборов, на рекламных конструкциях допускается распространение коммерческой рекламы, социальной рекламы, а также предвыборной агитационной информации в период предвыборной агитации.
Также из пункта 2 протокола N 2 от 06.08.2007 совещания ЦИК России и ФАС России по вопросам, связанных с возможностью размещения предвыборной агитации, следует, что в период до начала и в ходе избирательной кампании информация, включающая сведения о политических партиях и иных избирательных объединениях, отдельных политических деятелях, не содержащая признаков предвыборной агитации, допускается к размещению на рекламных конструкциях на условиях социальной рекламы.
Таким образом, размещение информации о политической партии, содержащей наименование партии, либо об иных политических деятелей (депутатах, членах политических партий), не подпадающей под понятие рекламы и социальной рекламы, на рекламных конструкциях вне периода предвыборной агитации не соответствует требованиям Закона "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 11 статьи 3 Закона «О рекламе» социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Таким образом, социальная реклама не преследует коммерческих целей, не формирует интереса к товару для его продвижения на рынке, под социальной рекламой понимается исключительно информация, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
При этом согласно части 2 статьи 2 Закона «О рекламе» данный Федеральный закон на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума не распространяется.
Вместе с тем отнесение информации к рекламе, социальной рекламе или иной информации осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из содержания и всех обстоятельств размещения такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона «О рекламе» рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных части 2 статьи 19 Закона «О рекламе», несет рекламораспространитель.
Однако, в соответствии с пунктом 4 части 18 статьи 19 Закона «О рекламе» в случае, если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, социальной рекламы, решение об аннулировании разрешения принимается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа.
Таким образом, пункт 4 части 18 статьи 19 Закона «О рекламе» прямо наделяет органы местного самоуправления полномочиями по реагированию на факты нарушения части 2 статьи 19 ФЗ «О рекламе» путем аннулирования разрешений на установку и эксплуатацию соответствующих рекламных конструкций.
Соответственно, рекламораспространитель, как субъект ответственности, упомянутый в части 7 статьи 38 Закона «О рекламе», указан для целей определения лица, в отношении которого органом местного самоуправления городского округа принимается решение, указанное в пункте 4 части 18 статьи 19 Закона «О рекламе».
Антимонопольные органы в силу пункта 4 части 18 статьи 19 Закона «О рекламе» не наделены полномочиями по реагированию на факты нарушения части 2 статьи 19 Закона «О рекламе», и указанный вопрос в компетенцию антимонопольных органов не входит.
Формат мероприятия позволил участникам задать интересующие вопросы, получить разъяснения и комментарии.
В ходе совещания были даны рекомендации как избежать нарушения. Было рекомендовано работать в данном направлении, при обнаружении нарушений требований законодательства РФ о рекламе обращаться в УФАС России по Орловской области и Центральную избирательную комиссию по Орловской области.