Заседание Совета руководителей территориальных органов ФАС России в ЦФО

            29 апреля 2021 года руководитель Орловского УФАС России А.Н. Кирьянов принял участие в заседании Совета руководителей территориальных органов ФАС России в Центральном федеральном округе.

          На заседании Андрей Кирьянов выступил с докладом на тему: «Проблемы возникающие в ходе реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.02.2021 № 497-р (мониторинг ценовой ситуации на потребительском рынке) в части принятия мер антимонопольного реагирования», отметив, что:

          «Данная тема наиболее актуальна в связи с тем, что такая ситуация складывается на всех территориях РФ, и антимонопольным органам необходимо на неё реагировать. В целях предотвращения необоснованного роста цен на потребительские товары и услуги, обеспечения проведения постоянного мониторинга ценовой ситуации на потребительском рынке и выработки мер экономического регулирования Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 27.02.2021 №497-р.

          Указанным Распоряжением утвержден перечень групп потребительских товаров и услуг, относящихся к сфере ведения конкретных федеральных органов исполнительной власти для целей анализа причин роста потребительских цен.»

           Согласно поручению руководителя ФАС России от 17.12.2020 №МШ/110964/20, а также дальнейших разъяснений ФАС России, территориальным антимонопольным органам поручено осуществлять мониторинг цен на социально значимые продукты питания только на основании информации, поступившей из обращений и средств массовой информации.

           Что же происходит в действительности. На территории регионов РФ, в т. ч. Орловской области, в основном территориальные подразделения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, упомянутых в Распоряжении, отсутствуют. В связи с чем, все претензии, жалобы, обращения граждан и юридических лиц, с информацией о росте цен на потребительские товары и услуги, поступающие в региональные органы власти всех уровней, а также в органы прокуратуры Орловской области перенаправляются в Управление, для рассмотрения и принятия мер антимонопольного реагирования.

          В истекшем году таких обращений от органов власти и органов прокуратур, помимо обращений поступивших непосредственно в адрес Управления, поступило более 10. Во всех обращениях просто указывалось, что в области значительно возросли цены на продукты питания (к примеру: хлеб, куриные яйца, рыбу, нефтепродукты и т.д.)

           Как показывает практика, на территории региона, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли, аптечного бизнеса, на товарных рынках СУГ, нефтепродуктообеспечения, услуг связи и мобильных агрегаторов такси, которые способны оказывать влияние на ценовую ситуацию в регионе, расположены (зарегистрированы) на территория других субъектов РФ, что не позволяет управлению воздействовать на этих субъектов бизнеса.»

            Андрей Кирьянов  также отметил, что на территории Орловской области отсутствуют птицефабрики по производству яйца куриного. Яйца ввозятся из других регионов РФ: Мордовской республики, Белгородской, Ивановской, Липецкой, Тульской, Смоленской и др. областей.

          Розничная торговля продуктов питания осуществляется в большей части крупными федеральными сетями: Магнит, Пятерочка, Дикси, Лента, а также межрегиональными — Линия, Европа.

          Мобильные агрегаторы такси, осуществляют деятельность на территории региона, при этом зарегистрированы в других субъектах РФ и т.д.

              По стоимости первичного жилья средние цены в Орловской области в 2020 году являлись, сопоставимы со средними ценами, действующими в соседних регионах ЦФО. Так, в IV квартале 2020 года Орловская область по цене за 1 квадратный метр жилья занимала 11 место среди 18 субъектов РФ, расположенных в ЦФО, в 1 квартале прошедшего года — 13 место.

          Как указывают строители жилья, в ходе проводимого управлением анализа рынка, рост стоимости жилья напрямую зависит от постоянного повышения цен на строительные материалы, что в первую очередь ведет к значительному удорожанию себестоимости строительно-монтажных работ (их доля затрат в структуре себестоимости составляет до 79,0% в зависимости от вида строящегося жилья). Работа по анализу рынка продолжается, по результатам будет принято соответствующее решение, но есть предположение - оно будет «нулевое».

          По поступившим обращениям, связанным с ростом цен на поставляемые хлебобулочные изделия, Управлением в отношении крупнейшего на области хозяйствующего субъекта (хлебозавода) возбуждено дело по пункту 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», в части установления монопольно высокой цены на производимые хлеба из смеси ржаной и пшеничной муки. Дело находится в стадии рассмотрения, но уже в процессе производства по данному делу хлебозаводу выдано предупреждение по устранению признаков нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 закона «Защите конкуренции» при установлении различной стоимости услуг на упаковку и нарезку отдельных видов хлеба.

         По результатам заседания было предложено направить информацию в ФАС России для проработки указанного вопроса совместно с Минпромторгом.