Реклама финансовых услуг под контролем Орловского УФАС России

Финансовые услуги прочно интегрированы в нашу жизнь. Улицы городов, страницы газет, журналов, сайтов, смс-сообщения  пестрят  рекламными объявлениями, зазывающими  потребителей взять кредиты, оформить займы и т.д.

Реклама различных  банков, микрофинаносвых организаций, кредитно-потребительских кооперативов  как близнецы, похожа друг на друга и  обещает выгодные условия по финансовым продуктам, зачастую умалчивая о других,   менее привлекательных условиях.

Финансовые услуги - это специальный объект рекламирования, к которому предъявляются повышенные требования с точки зрения раскрытия в рекламе существенной информации, которая может повлиять на решения потребителя.         

Орловское УФАС России регулярно осуществляет контроль за рекламой финансовых услуг, рассматривая поступающие заявления, возбуждая дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, привлекая нарушителей к административной ответственности.

Так в 2021 году Управлением  рассмотрено более 20 заявлений физических и юридических  лиц так или иначе связанных с рекламой финансовых услуг,  возбуждено и рассмотрено 14  дел по ненадлежащей рекламе финансовых услуг, распространяемой посредством  смс- рекламы.

По результатам рассмотрения указанных дел данные организации и их должностные лица были привлечены к административной ответственности в виде штрафа в общей сумме более 1200,0  т.р.

Конечно административные штрафы не маленькие и поэтому организации обжалуют их в судебном порядке.

Для сведения: апелляционный суд  подтвердил законность и обоснованность решения Орловского УФАС России  о признании  смс-рекламы, распространявшейся  ООО МКК «МикроКлад», ненадлежащей (статья 18 ФЗ «О рекламе»). Кроме того, суды указали на необходимость соблюдения МКО и статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Касаемо сути нарушений  рекламного законодательства различными финансовыми организациями   в настоящее время- это рассылка смс-рекламы данными компаниями, содержащая  информацию об одобрении займа, выдаче кредитов на определенную сумму. Зачастую, как показывает практика, предварительного согласия на получение указанной рекламы заявители не давали, ранее ни в какие организации за получением займа не обращались.

 В рамках рассмотрения таких дел Управлением устанавливается нарушение требований части 1 статьи 18  Закона «О рекламе» и при наличии оснований, если эта реклама касается предоставления финансовых услуг, то действия участников рекламного рынка квалифицируются также и нарушением статьи 28 ФЗ «О  рекламе».

Но реклама финансовых услуг зачастую  распространяется не только посредством смс-рекламы.

ФАС России в последнее время  отмечает  значительное увеличение  количество рекламы финансовых услуг, в том числе содержащей указание существенной информации и необходимых в силу законодательства Российской Федерации о рекламе условий мелким шрифтом или иным способом, не позволяющим потребителям воспринять указанную информацию.

В связи с чем, ФАС России поручила  территориальным органам усилить работу по контролю за рекламой финансовых услуг, в том числе инициативное выявление такой рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе.

В настоящее время Управлением проводится мониторинг рекламы финансовых услуг на территории  Орловской области.

Проверочные мероприятия коснуться как наружной рекламы на территории региона, так  и Интернет- рекламы, рекламы  в СМИ и т.д.

О результатах проведенного  мониторинга Орловское УФАС России сообщит дополнительно.