Реклама финансовых услуг под контролем Орловского УФАС России
Финансовые услуги прочно интегрированы в нашу жизнь. Улицы городов, страницы газет, журналов, сайтов, смс-сообщения пестрят рекламными объявлениями, зазывающими потребителей взять кредиты, оформить займы и т.д.
Реклама различных банков, микрофинаносвых организаций, кредитно-потребительских кооперативов как близнецы, похожа друг на друга и обещает выгодные условия по финансовым продуктам, зачастую умалчивая о других, менее привлекательных условиях.
Финансовые услуги - это специальный объект рекламирования, к которому предъявляются повышенные требования с точки зрения раскрытия в рекламе существенной информации, которая может повлиять на решения потребителя.
Орловское УФАС России регулярно осуществляет контроль за рекламой финансовых услуг, рассматривая поступающие заявления, возбуждая дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, привлекая нарушителей к административной ответственности.
Так в 2021 году Управлением рассмотрено более 20 заявлений физических и юридических лиц так или иначе связанных с рекламой финансовых услуг, возбуждено и рассмотрено 14 дел по ненадлежащей рекламе финансовых услуг, распространяемой посредством смс- рекламы.
По результатам рассмотрения указанных дел данные организации и их должностные лица были привлечены к административной ответственности в виде штрафа в общей сумме более 1200,0 т.р.
Конечно административные штрафы не маленькие и поэтому организации обжалуют их в судебном порядке.
Для сведения: апелляционный суд подтвердил законность и обоснованность решения Орловского УФАС России о признании смс-рекламы, распространявшейся ООО МКК «МикроКлад», ненадлежащей (статья 18 ФЗ «О рекламе»). Кроме того, суды указали на необходимость соблюдения МКО и статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Касаемо сути нарушений рекламного законодательства различными финансовыми организациями в настоящее время- это рассылка смс-рекламы данными компаниями, содержащая информацию об одобрении займа, выдаче кредитов на определенную сумму. Зачастую, как показывает практика, предварительного согласия на получение указанной рекламы заявители не давали, ранее ни в какие организации за получением займа не обращались.
В рамках рассмотрения таких дел Управлением устанавливается нарушение требований части 1 статьи 18 Закона «О рекламе» и при наличии оснований, если эта реклама касается предоставления финансовых услуг, то действия участников рекламного рынка квалифицируются также и нарушением статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Но реклама финансовых услуг зачастую распространяется не только посредством смс-рекламы.
ФАС России в последнее время отмечает значительное увеличение количество рекламы финансовых услуг, в том числе содержащей указание существенной информации и необходимых в силу законодательства Российской Федерации о рекламе условий мелким шрифтом или иным способом, не позволяющим потребителям воспринять указанную информацию.
В связи с чем, ФАС России поручила территориальным органам усилить работу по контролю за рекламой финансовых услуг, в том числе инициативное выявление такой рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе.
В настоящее время Управлением проводится мониторинг рекламы финансовых услуг на территории Орловской области.
Проверочные мероприятия коснуться как наружной рекламы на территории региона, так и Интернет- рекламы, рекламы в СМИ и т.д.
О результатах проведенного мониторинга Орловское УФАС России сообщит дополнительно.