ФАС России усиливает контроль за торговыми сетями в регионах
Соответствующее поручение служба направила в свои территориальные органы по итогам анализа сведений о долях сетей, реализующих продовольственные товары.
Анализ показал, что доминирующее положение на рынке розничной торговли продовольственными товарами занимает минимальное количество сетей. В 7,37% муниципальных районов и городских округов* зафиксировано 27 торговых сетей, занимающих доли свыше 35% по объему всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за 2022 год.
Анализ позволил службе выявить сети, за которыми необходимо усилить контроль как в соответствии с Законом о защите конкуренции в части запрета злоупотребления доминирующим положением**, так и на предмет предусмотренного Законом о торговле запрета на приобретение или аренду дополнительных торговых площадей***.
В случае выявления нарушений ФАС России будет применять меры реагирования от предупреждений до возбуждения антимонопольных дел.
При этом конкуренция на рынке ретейла сохраняется, развиваются новые формы торговли, в том числе на базе цифровых платформ. Кроме того, для снижения стоимости и повышения доступности социально значимых товаров ранее отдельные торговые сети из числа занимающих доминирующее положение добровольно ограничили наценки на ряд продуктов. В настоящее время ФАС России предложила остальным торговым сетям федерального и регионального уровня присоединиться к добровольным обязательствам.
Справка:
*171 муниципальный район и городской округ из 2320.
**Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
***Часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Орловская область. В 16 муниципальных районах отдельные хозяйствующие субъекты, осуществляющие реализацию продовольственных товаров посредством организации торговой сети, имеют долю более 25%.
Наименование торговой сети | Муниципальное образование |
Пятерочка | Болховский район, Верховский район, Глазуновский район, Дмитровский район, Знаменский район, Корсаковский район, Краснозоренский р-н, Кромской район, Новосильский район, Орловский муниципальный округ, Сосковский район, Урицкий район, Хотынецкий район, Шаблыкинский район |
Магнит | Краснозоренский район, Свердловский район |
Оптовичок | Новосильский район |
Тросна+ | Троснянский район |
Сведения были получены Орловским УФАС России по результатам обзора состояния конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными товарами Орловской области по итогам 2022 года, с использованием статистических данных об объеме всех продовольственных товаров, реализованных за 2022 финансовый год, по муниципальным районам и городским округам Орловской области, опубликованным на официальном сайте Орелстата и сведений, предоставленных непосредственно хозяйствующими субъектами (торговыми сетями).
В связи с превышением установленного Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» порога указанные торговые сети не вправе открывать дополнительные торговые объекты в муниципальных образованиях, в которых доля их присутствия на рынке уже достаточно велика.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о торговле хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.
Соответствующая информация будет направлена Орловским УФАС России главам вышеназванных муниципальных образований и в адрес хозяйствующих субъектов в целях предупреждения нарушений требований законодательства о запрете расширения конкретных торговых сетей.