Ливенский водоканал допустил ограничение конкуренции при проведении закупки коммунальной техники

В январе 2023 года МУП «Водоканал» г. Ливны проводило закупку на право заключения договора на Поставку КО-514 Машина для очистки канализационных сетей на базе шасси КАМАЗ-43253 (или эквивалент).

Так, в соответствии с закупочной документацией Заказчик установил ряд требований как к поставляемому товару, так и к участнику закупки.

С требованиями районного водоканала не согласилась красноярская компания Спецтехнологии и обратилась в Орловское УФАС России с соответствующей жалобой.

По результатам рассмотрения жалобы Управлением в отношении ливенского водоканала было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении вышеуказанной закупки.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Управления было установлено, что МУП «Водоканал» шаблонно подошел к установлению требований для потенциальных участников конкурентной процедуры.

Так, от участника закупки ливенский водоканал требовал, в том числе копии свидетельства о государственной регистрации юридического (физического) лица и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического (физического) лица, а также соответствие вида экономической деятельности, указанного в официальных налоговых документах Участника предмету закупки и об обязательном наличии авторизованных сервисных центров, имеющих право производить ремонт поставляемого товара.

Комиссия Управления отметила, что

- С января 2017 года свидетельства о постановке на учет оформляются без использования бланка строгой отчетности, а следовательно требование о предоставлении таких документов приводит к ограничению круга потенциальных участников Закупки, как не соответствующие актуальным требованиям действующего законодательства, касающегося регистрационных документов юридического лица, а также не предоставляет альтернативной возможности для лиц, зарегистрированных после 2017 года, предоставления листа записи ЕГРЮЛ.

- Установление Ответчиком обязательного требования к участникам закупки в отношении соответствия кода экономической деятельности, указанного в официальных налоговых документах участника предмету закупки, также привело к искусственному сужению круга потенциальных участников закупки, в силу того, что по общему правилу законодательство не лишает организации права заниматься видами деятельности, не соответствующими внесенным в ЕГРЮЛ кодам ОКВЭД.

Требование о необходимости наличия того или иного вида ОКВЭД в налоговых документах участника Запроса котировок непосредственно не влияет на удовлетворение потребностей заказчика в своевременной поставке определенной машины с определенными документацией характеристиками.

- Требование о наличии авторизованных сервисных центров, имеющих право производить ремонт поставляемого товара можно расценивать как требование о наличии у поставщика товара производственных мощностей.

Данное условие ограничивает потенциальных участников аукциона, которые не являются производителями, но при этом имеют право принять участие в закупке.

 

Так, действия Заказчика, выразившиеся в установлении в документации закупочной процедуры завышенных требований к участникам закупки привели к созданию производителям специальной техники, применяемой в жилищно-коммунальных и дорожных хозяйствах преимущественных условий участия в Закупке и как следствие к ограничению конкуренции.

По результатам рассмотрения дела, Комиссия Орловского УФАС России признала в действиях МУП «Водоканал» факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Справочно:

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.