О ситуации на розничном рынке нефтепродуктов Орловской области в период возникшего дефицита автомобильного топлива в отдельных регионах РФ

Ситуация на рынке нефтепродуктов в Орловской области стабильная. У ЗАО «Орелнефтепродукт» - крупнейшего розничного продавца нефтепродуктов на территории области запасы нефтепродуктов (автобензины и дизтопливо) существенно не колеблются  от устоявшихся их значений (7-12 дней).

Информация, свидетельствующая о дефиците автобензинов и дизтоплива на территории Орловской области, а также жалобы об имеющемся дефиците нефтепродуктов на территории региона в адрес Управления не поступали.

Ситуация на местном рынке нефтепродуктов Управлением постоянно отслеживается: ведется еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен, а с февраля т.г. мониторинг цен трех крупнейших операторов регионального рынка нефтепродуктов ведется в ежедневном режиме;  проводятся ежемесячные мониторинги цен на топливо, отпускаемое региональными поставщиками нефтепродуктов сельхозтоваропроизводителям, а также средневзвешенных значений маржи и транспортных расходов на доставку 1 тонны автомобильного топлива; с мая т.г. Управление приступило к еженедельному мониторингу остатков нефтепродуктов  на региональных нефтебазах. Сведения о состоянии товарного рынка Орловское УФАС России получает от компаний, реализующих нефтепродукты. Объектами ежедневного мониторинга определены следующие компании: ЗАО «Орелнефтепродукт», ООО «ТД Альфа-Трейд», ООО «Винта» - это крупнейшие операторы  розничного рынка нефтепродуктов Орловской области.

Проводимый мониторинг показывает, что начиная с апреля т.г. начался рост розничных цен на все виды топлива, как по всем регионам Российской Федерации, так и на территории Орловской области.

За период с 1 апреля по 24 мая 2011 года абсолютное изменение розничных цен на автомобильное топливо у  хозяйствующих субъектов, вошедших в мониторинг, составил: на бензин Аи-95 - 8,0-14,0%, на бензин Аи-92 – 10-17%, на дизельное топливо – 3,4-21%.

Значительный рост розничных цен на дизельное топливо связан с тем, что по состоянию на начало апреля розничные цены на АЗС ЗАО «Орелнефтепродукт» (средняя цена на Дт составляла 19,09 рублей за 1 литр) были на 2 – 2,5 рубля ниже, чем, например, розничные цены в Брянской, Белгородской, Курской и других областях. Указанное обстоятельство позволяло потребителям из других регионов вывозить продукт за пределы области.

По информации ЗАО «Орелнефтепродукт» среднесуточное потребление дизтоплива в апреле составило 303 тонны, в мае – 284 тонны, что на 45,7% и 49,5% больше, чем в аналогичные периоды 2010 года.

Похожая ситуация складывается с автомобильным бензином марки Аи-92. Так, в апреле - мае прошлого года среднесуточная реализация Аи-92 составляла 173-180 тонн, в апреле-мае 2011 года - уже 226-285 тонн (прирост по апрелю составил 30,6%, по маю - 58,3%).

Необходимо отметить, что основной причиной роста розничных цен явилось увеличения цен в оптовом звене.

По мнению экспертов, рост цен в оптовом звене имеет макроэкономические причины:

-          остановка нефтезаводов на профилактику (плановую и внеплановую в связи с переходом на стандарт Евро-3);

-          поставки на внешний рынок как нефти, так и нефтепродуктов крайне выгоден нефтяным компаниям из-за изменившейся конъюнктуры на мировых рынках (малы заградительные экспортные пошлины);

-          на биржи в 1 кв. 2011 года нефтепродукты практически не поставляются, но и там нет порядка - существует сговор между ВИНКами и участниками торгов на биржах;

-          введение в феврале т.г. механизма «ручного управления», также одна из причин увода нефтяными компаниями нефтепродуктов с внутреннего рынка;

-          по мнению Президента РФ Д.А. Медведева и Председателя Правительства РФ В.В. Путина существует сговор ВИНКов;

-          государство рано «покинуло» советы директоров нефтяных компаний.

В связи со сложившейся ситуацией на внутреннем рынке автомобильного топлива, ФАС России направила в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс, где предложено принять ряд мер для  стабилизации ситуации:

-          установить повышенные экспортные пошлин на все виды бензина до уровня 0,9 от пошлины на нефть.

-          снизить налоговую нагрузку для потребителей автомобильного топлива в период повышения мировых цен на нефть свыше 90 долларов за баррель за счет снижения размера ставок акцизов, установленных на автомобильный бензин и дизельное топливо.

-          отказаться от дальнейшего повышения акцизов на автомобильное топливо в 2012-2013годах.

Такие меры позволят сгладить влияние роста мировых цен на нефть на ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов, повысить привлекательность поставок топлива на внутренний рынок, тем самым снизив темпы роста цен.

В связи с продолжающимся ростом розничных цен на нефтепродукты Управление приступило к проведению проверки хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию нефтепродуктов на территории области, на предмет обоснованности повышения розничных цен на автомобильное топливо,  в том числе и по поступившим в Орловское УФАС России заявлениям.

Действующие законы Российской Федерации не предусматривают государственное регулирование цен на нефтепродукты, и цены на нефтепродукты должны формироваться с использованием рыночного механизма конкуренции, в основе которого лежит баланс спроса и предложения.

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган имеет право вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов только в следующих случаях:

1.        Если имеет место установление монопольно высоких (низких) цен хозяйствующими субъектами, совокупная доля, которых в общем объеме продаж на товарном рынке превышает 50%, при том, что доля каждого в отдельности составляет не менее 8%.

2.        Если имеют место согласованные действия нескольких участников одного и того же рынка, направленные на установление или поддержание цен.

На сегодняшний день  признаков согласованных действий или установления монопольно высоких цен со стороны игроков регионального рынка нефтепродуктов Управлением  не выявлено, но проверка продолжается.

Возможность выбора продавцов горючего  разного ценового диапазона у нашего потребителя имеется. Жители области могут следить за уровнем цен на бензоколонках и выбирать топливо исходя из своих возможностей, потребностей, характеристик автомобиля и прочих объективных обстоятельств.

Обмен информацией с территориальными управлениями других регионов ЦФО, показывает, что рост розничных цен на нефтепродукты отмечается во всех регионах РФ. Для справки приводим информацию о розничных ценах на автомобильное топливо в крупных сбытовых компаниях соседних регионов:

Розничные цены на нефтепродукты по состоянию на 24 мая 2011 г.

(руб.)

 

Аи-95

Аи-92

Аи-80

Дт

Белгородская область

26,38

26,13

25,50

22,83

Брянская область

26,90

25,14

24,40

23,48

Воронежская область

27,58

25,25

18,99

23,87

Калужская область

25,99

24,69

22,45

23,69

Курская область

27,23

25,93

24,74

23,89

Липецкая область

26,96

24,81

23,98

23,54

Орловская область

27,17

24,90

24,40

23,37

в т.ч. ЗАО Орелнефтепродукт

26,45

24,30

-

22,50

Тамбовская область

27,40

26,23

22,00

23,80

Тульская область

26,84

25,32

23,86

23,51

 

Таким образом, в настоящее время розничные цены на бензины ЗАО «Орелнефтепродукт» установлены примерно на одном уровне с ценами сложившимися в целом по ЦФО (на сопоставимых товарных рынках), а на дизтопливо - ниже.

В целях повышения стабильности функционирования товарного рынка нефтепродуктов региона Управление постоянно взаимодействует с руководством ВИНК ОАО «НК «Роснефть»: в адрес президента ОАО «НК «Роснефть» направлены соответствующие обращения.