О ситуации на региональном товарном рынке минеральных удобрений

На совещаниях сельхозтоваропроизводителей состоявшихся в Администрации области 12 и 18 февраля 2014 года участники совещаний поставили вопрос о резком росте цен на аммиачную селитру.

С 12.02.2014 года Орловское УФАС России (далее – Управление) приступило к изучению этой проблемы. Следует заметить, что до 01.01.2013 года антимонопольные органы осуществляли системный ценовой мониторинг товарного рынка минеральных удобрений в целом по Российской Федерации. Вся информация по мониторингу аккумулировалась в центральном аппарате ФАС России. Мониторинг был прекращен в силу того обстоятельства, что Минэкономразвития и некоторые другие федеральные ведомства считали, что направление постоянной информации в антимонопольные органы субъектами товарного рынка минеральных удобрений оказывает излишнее административное давление на бизнес.

В августе-сентябре 2013 года по просьбе Минсельхоза России и указанию ФАС России Управление и Департамент сельского хозяйства Орловской области также провели совместное мероприятие по анализу ситуации на региональном рынке минеральных удобрений; нарушений антимонопольного и другого законодательства выявлено не было.

Минеральные удобрения на территорию Орловской области ввозятся из-за её пределов. Основными поставщиками являются: ОАО «Дорогобуж» (Смоленская область); ОАО «НАК «Азот» (Тульская область); ОАО «КуйбышевАзот» (Самарская область), ЗАО «Тулаагрохимимпэкс» (Тульская область); ООО ТД «Уралхим» (Пермский край), ОАО «ФосАгро-Череповец» (Вологодская область) и другие.

Основными оптовыми перепродавцами минеральных удобрений на территории Орловской области являются ОАО «ФосАгро-Орёл» (Орловская область, п.Нарышкино), ООО «Агроцентр Еврохим-Орёл» (г.Орёл), ЗАО «Агронова-Орёл» (г.Орёл), ООО «Ливенскагропромснаб» (Орловская область, Ливенский район), ООО «Грин Агро» (г.Брянск), ЗАО «Ливныагронова» (Орловская область, Ливенский район).

Анализ поступившей в Управление информации от основных перепродавцов минеральных удобрений на территории Орловской области показал следующее.

Закупочные (оптовые) цены на отдельные минеральные удобрения в течение 2013 года практически не изменялись за исключением аммиачной селитры.

Как показывает многолетний мониторинг цен, оптовые (закупочные) цены на аммиачную селитру (в том числе в течение всего 2013 года) имеют цикличный характер (см. Рисунок 1).

Средний рост закупочных цен на аммиачную селитру в сентябре 2013 года по отношению к июлю 2013 года составил 13,7%, в ноябре 2013 года закупочные цены на аммиачную селитру уменьшились на 2,7% по отношению к сентябрю 2013 года.

Наметившийся рост цен на аммиачную селитру в декабре 2013 года (см. Рисунок 1) продолжился в январе и в феврале 2014 года. Так, рост средних закупочных цен в феврале по отношению к декабрю 2013 года составил 24,45% (с 8504 до 10583 рублей), а к июлю 2013 года – 40,76% (с 7519 до 10583 руб./т).

Торговая наценка региональных перепродавцов в декабре 2013 года составила в среднем 7,689%, а в январе 2014 года – 5,221%.

Наибольший рост оптовой цены произошел у поставщика ОАО «Дорогобуж» (Смоленская область): так, в январе 2014 года относительно декабря 2013 года цена аммиачной селитры выросла с 7510 до 9380 рублей (темп роста 24,9%). При этом цена реализации перепродавцом (ЗАО «Агронова-Орёл») была поднята на 18,71% (с 8070 до 9580 рублей).

Динамика изменения средней закупочной цены минерального удобрения - аммиачной селитры отражена в таблице 1.

Динамика средней закупочной цены аммиачной селитры в Орловской области за период июль – декабрь 2013 года и январь-февраль 2014 года.

Таблица 1

 

июль

август

Август к июлю, %

сентябрь

Сентябрь к августу, %

октябрь

октябрь к сентябрю, %

ноябрь

ноябрь к октябрю, %

декабрь

декабрь к ноябрю, %

январь

январь к декабрю, %

февраль

февраль к январю, %

Средняя закупочная цена

7519

7709

2,53

8552,9

10,95

8491,2

-0,72

8325,62

-1,95

8504,52

2,15

9694,427

13,99

10583,69

9,17

Рост средних оптовых цен на аммиачную селитру, поставляемую сельхозтоваропроизводителям хозяйствующими субъектами, расположенными на территории Орловской области в сентябре 2013 года к июлю 2013 года составил 10,8% (с 8502 до 9420 рублей). В феврале 2014 года по отношению к декабрю 2013 года 19,35% (с 9117 до 10881 рублей). В феврале 2014 года к уровню июля 2013 года – 28% (с 8502 по 10881 рублей)

Наценка у перепродавцов аммиачной селитры колебалась в 2013 году от 0,5% до 16%. В январе 2014 года средняя наценка составила 5,22%, в феврале 2014 года  - 3,17%, т.е. при росте цен на аммиачную селитру средняя наценка перепродавцов имеет тенденцию к снижению.

Динамика изменения средней цены закупки/реализации аммиачной селитры в Орловской области за 2013 год и январь-февраль 2014 года приведена на рисунке 1.

Рисунок 1

Сравнительный анализ отпускных цен на селитру аммиачную сложившихся в январе 2014 года относительно цен, действующих в январе 2013 года показал, что цена в январе 2014 относительно цены аналогичного периода предыдущего года увеличилась на 4,22%, в феврале 2014 года к уровню февраля 2013 года выросла на 10,3%.

Причиной роста цен на аммиачную селитру хозяйствующие субъекты – региональные поставщики удобрений сельхозтоваропроизводителям называют увеличение цены закупки минеральных удобрений, и, кроме того продавцы несут транспортные расходы в связи с доставкой удобрений, а также расходы, связанные с хранением и реализацией товара и прочие расходы.

Предприятия, реализующие минеральные удобрения часто имеют несколько станций получения товара, соответственно различный железнодорожный тариф. Также помимо доставки железнодорожным транспортом осуществляется доставка товара автотранспортом, при этом цена рассчитывается индивидуально в зависимости от расходов по доставке.

В ходе работы также проведен сравнительный анализ изменения средних цен закупки и средних цен реализации в процентном выражении (сравнивалась динамика цен). Данные приведены в таблице 2.

Изменение цены закупки/реализации аммиачной селитры к предыдущему месяцу (в %).

Таблица 2

 

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Январь

Февраль

Закупка

2,53

10,95

-0,72

-1,95

2,15

13,99

9,17

Реализация

-0,66

11,53

-3,01

-2,23

2,07

11,41

7,13

 

Данные, приведенные в таблице 2 показывают, что темпы роста оптовых цен, установленные на аммиачную селитру региональными перепродавцами в период с июля 2013 года по февраль 2014 года не превышают темпов роста закупочных цен на аммиачную селитру.

В феврале 2014 года средние цены реализации аммиачной селитры у региональных продавцов находились в пределах от 9 000 до 13 000 рублей, средняя наценка колебалась от 1,4% до 12,07%.

Динамика роста средних оптовых цен реализации минеральных удобрений во временном интервале исследования отстает от динамики роста средних закупочных цен, что свидетельствует об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Данные таблицы 2 показывают, что региональные перепродавцы минеральных удобрений ведут себя добросовестно; в их поведении на рынке отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Причина резкого скачка цен лежит за пределами Орловской области – это последствия действий производителей минеральных удобрений.

При анализе цен на минеральные удобрения соседних областей было выявлено, что цены в Тульской, Курской, Белгородской, Брянской областях на аммиачную селитру в феврале 2014 года находятся в пределах от 8800 до 13000 рублей, что свидетельствует о том, что цены реализации минеральных удобрений на рынке Орловской области сопоставимы с ценами реализации на сопоставимых  товарных рынках регионов ЦФО.

Одновременно отмечаем, что если в 2013 году ощутимый подъем цен реализации на аммиачную селитру произошел только в марте-апреле (15,9% к декабрю 2012 года), то в 2014 году рост цен реализации аммиачной селитры уже в январе – феврале составил 19,3% (к декабрю 2013 года), т.е. ценовая агрессия производителей минеральных удобрений наступила в более ранние сроки.

Несмотря на то, что по результатам проведенного анализа признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях хозяйствующих субъектов при установлении цен реализации на поставляемые минеральные удобрения региональным сельхозтоваропроизводителям отсутствуют, Управлением принято решение о проведении дополнительных исследований на региональном рынке минеральных удобрений.