Методические рекомендации по применению новых положений законодательства об электроэнергетике в части технологического присоединения к электрическим сетям СНТ и отдельных категорий потребителей

Сфера деятельности: Электроэнергетика

Орловское УФАС России информирует о том, что в связи с вступлением в силу новых положений законодательства об электроэнергетике в части технологического присоединения к электрическим сетям СНТ и отдельных категорий потребителей, разработаны методические рекомендации

Методические рекомендации составлены на основе запросов, поступающих из территориальных органов ФАС России, от сетевых организаций и потребителей услуг сетевых организаций, и представляют собой изложение позиции ФАС России по наиболее часто задаваемым вопросам о порядке осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений.

         1. Кем подается заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Согласно абзацу 1 пункта 8(5) Правил в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию указанным некоммерческим объединением либо его представителем. В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, или иными лицами.

Таким образом, из норм действующего законодательства следует исходить из того, является ли заявитель членом садоводческого, огороднического или дачного хозяйства, либо ведет такое хозяйство в индивидуальном порядке.

В случае, если заявитель является членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию некоммерческим объединением либо его законным представителем.

В случае, если заявитель ведет садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории такого садоводческого,

огороднического или дачного некоммерческого объединения, то заявка подается заявителем самостоятельно с приложением копии договора об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования.

         2.  По вопросу к каким сетям осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих  устройств, расположенных на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения сообщаю.

Абзацем 2, 3 пункта 8(5) Правил предусмотрено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.

В случае если технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этогообъединения, указанные                                                                  граждане заключают с этим объединением договор использования                           объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования в соответствии с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Исходя из пунктов 15, 18 и 25(1) Правил предусмотрено, что именно сетевая организация разрабатывает технические условия и определяет

мероприятия, которые необходимо выполнить заявителю и сетевой организации для осуществления такого технологического присоединения.

Таким образом, именно сетевая организация определяет схему присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования).

Вместе с тем, в случае отсутствия электрических сетей, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному хозяйству, технологическое присоединение должно быть осуществлено к сетям сетевой организации. Это обусловлено следующим.

В соответствии с пунктом 3 Правил предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Отказ от заключения договора Правилами не предусмотрен.

Пунктом 16.3 Правил предусмотрено, что обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

В случае если технологическое присоединение граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного

некоммерческого объединения осуществляется с использованием объектов инфраструктуры принадлежащей садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, то учитывая положения пунктов 16.1, 16.3 и 25.1 Правил, указанное означает, что сетевая организация осуществляет мероприятия по технологическому присоединению до границы территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

В случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории такого некоммерческого объединения и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, сетевая организация осуществляет мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств до границы участка заявител я.

          3. Документы, прилагаемые к заявке на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств расположенных на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения..

Согласно подпункту «з» пункта 10 Правил в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в абзаце третьем пункта 8(5) Правил, к заявке на осуществление технологического присоединения прикладывается копия договора об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования.

Указанное соответствует положениям статьи 8 Федерального закона от 15.04.1998 №    66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон № 66-ФЗ).

Так, согласно части 2 статьи 8 Закона № 66-ФЗ, граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного

некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Согласно статьи 1 Закона № 66-ФЗ под имуществом общего пользования понимается имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, могут обжаловать в суд решения правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо общего собрания его членов об отказе в заключении договоров о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования такого объединения.

Размер платы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) указанного имущества не может превышать размер платы за пользование указанным имуществом для членов такого объединения.

В случае направления заявки на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию указанным некоммерческим объединением либо его представителем.

Подпунктом «д» пункта 10 Правил предусмотрено, что к заявке прилагаются в том числе, доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, в случае если заявка подается в сетевую организацию представителем заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закон № 66-ФЗ органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения.

Статьей 23 Закона №            66-ФЗ предусмотрено, что правление

садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления на срок два года.

Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения действует без доверенности от имени такого объединения, в том числе: подписывает другие документы от имени такого объединения и протоколы заседания правления; выдает доверенности, в том числе с правом передоверия.

Таким образом, к заявке на осуществление технологического присоединения прикладываются в том числе, документы, подтверждающие избрание председателя правления садоводческого, огороднического или

дачного некоммерческого объединения либо доверенность, выданная от такого председателя.

           4.Препятствование садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением сетевой организации в осуществлении технологического присоединения.

Абзацем 4 пункта 8(5) Правил предусмотрено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории этого объединения.

В соответствии со статьей 1 Закона № 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 1Э5-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной

регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, статья 10 Закона о защите конкуренции распространяется только на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Следовательно, при рассмотрении вопросов о препятствовании садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением в осуществлении сетевой организацией технологического присоединения энергопринимающих устройств к сетям такого объединения, антимонопольный орган должен исходить из того, занимает ли такое объединение доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

 

 

Пресс-служба

Орловского УФАС России

47-58-04, 47-58-90