Откуда цены растут

Ценники на продовольственных товарах меняются чуть ли не каждый день: продукция растет в цене как на дрожжах. Многие продавцы и производители в один голос твердят: для осени вполне нормальное явление, в этот период дорожает абсолютно все. Вот только вместо привычных двух-трех рублей «сверху» за последний месяц некоторые группы товаров выросли в цене сразу на 10, 20 %, а то и на все 30 %. В этой ситуации попытался разобраться корреспондент нашей газеты.


В Орловское отделение УФАС с середины августа, как только начала действовать горячая линия по вопросам повышения цен, уже поступило свыше 50 обращений. В основном жалобы касаются мяса и мясных изделий, фруктов (персиков, лимонов, киви), молочной продукции, особенно молока и сыра, рыбы. В последнее время к ним добавились растительное масло, яйца, гречневая крупа. Но больше всего жалоб — на мясо птицы. По информации граждан, рост цен на этот продукт составил от 10 до 23 %. При этом из 30 обращений 21 — на продукцию местного производителя.
И действительно, стоимость окорочков уже перевалила за 140 рублей (за кило), а тушка ­цыпленка-бройлера в одном из магазинов экономкласса стоит уже от 120 рублей за килограмм.
Продавцы только руками разводят — их наценки остались прежними — и переводят стрелки в сторону производителей. Но и здесь у каждого своя правда.
— В целом по ассортименту, а у нас порядка 18 тысяч наименований, за последний месяц отмечен значительный рост цен — до 30 %, — рассказывает директор «Атолл-­продукты» Елена Фомина. — Это касается в основном мясной и молочной продукции, в частности сыров. Производители объясняют это подорожанием доллара, евро, сырьевых и энергоресурсов. И не поверить им невозможно, мы сами это прекрасно видим.
Но Елена Сергеевна успокаивает: все же цены растут на так называемые деликатесы, а не на социально значимые продукты (сегодня их в списке 40 наименований, см. таблицу). Здесь вся цепочка — от производителя до продавца — соблюдает минимальное ценообразование. А государство строго за этим следит.
Директор по закупкам одного из крупнейших поставщиков мясо-молочной продукции, который работает на территории нашего региона, подтвердила, что цены растут именно на уровне производителей:
— Колбасные изделия дорожают каждые три месяца в среднем на 5 %. Но в последнее время рост цен усилился. Основные причины, которые озвучивают сами производители, — значительное подорожание и нехватка сырья.
Выдержка из письма одного из столичных производителей данному поставщику: снижение импорта свинины привело к росту цен на внутреннем рынке. Стоимость живых свиней на убой и свиных полутуш 1-й и 2-й категории с апреля в среднем выросла на 52 %. Кроме того, рост цен на свинину вызвал большой спрос на курицу, поэтому на сегодняшний день особенно остро ощущается дефицит мясной куриной замороженной продукции. Стоимость тушки цыпленка бройлера 1-й категории с начала сентября повысилась почти на 50 % по отношению к аналогичному месяцу прошлого года. Ситуация дополнительно усугубляется заметным ослаблением рубля по отношению к доллару США. Темпы повышения цен сохраняются на уровне 1 % в неделю.
Соответственно, эта динамика заставляет производителей колбасных изделий тоже поднимать цены. Иначе, как утверждают комбинаты, придется работать себе в убыток.
С подобной ситуацией столкнулось ЗАО «Болховский сыродельный завод». Здесь отпускная цена на твердые сыры выросла сразу на 21 %.
Областное управление торговли оценивает ценовую ситуацию на продовольственном рынке региона как стабильную, с незначительным колебанием розничных цен.
— Мы заходили в торговые сети весной этого года с очень низкими ценами, но с расчетом на то, что рано или поздно их поднимем, — объясняет генеральный директор Болховского сыродельного завода Ирина Кузнецова. — Ведь себестоимость килограмма нашего сыра 311 рублей, а мы продавали его по 250 рублей за кило. Так же торговали молоком, оставаясь в минусе: себестоимость пакета — 25 рублей, а мы продаем по 23 рубля. Чтобы хоть как-то сохранить рентабельность предприятия, не говоря о прибыли, недавно подняли отпускную цену на твердые сыры на 20 с лишним процентов — до 300 рублей. Естественно, это сразу бросилось в глаза.
Обоснованность такого роста цены сегодня проверяет Управление антимонопольной службы по Орловской области. Но предприятие не планирует ее снижать в любом случае.
— В августе - сентябре литр молока стоил 17 рублей, ближе к зиме оно вырастет в закупке до 21 рубля. Соответственно, молочная продукция будет дорожать еще. Конечно, это сезонный рост. Но регулярно поднимаются цены и на ГСМ и прочие энергоресурсы. А ведь нам надо платить зарплаты, и это в первую очередь, модернизировать производство, выплачивать кредиты, — говорит Ирина Кузнецова.
Не остался без внимания компетентных органов и семипроцентный скачок цен на куриное мясо производителя ЗАО «АПК «Орловская Нива». Как прокомментировала ситуацию заместитель директора предприятия Наталья Кустова, это вынужденная мера.
— В связи с тем что птицефабрика строилась по национальному проекту, есть постановление правительства области (№ 1460) о порядке ее субсидирования по кредитам. Однако на сегодняшний день государство задолжало нам 50 миллионов рублей субсидий. Кредиты выплачиваем регулярно, каждый месяц, — продолжает Кустова, — поэтому по всем правилам внесубсидированная разница ложится на себестоимость продукции, которая, между прочим, уже опережает ту цену, по которой мы можем продать с прилавка. Опять же дорожают энергоресурсы, а яйцо, из которого вырастет цыпленок-брой­лер, сегодня стоит уже 20 рублей. В последнее время себестоимость выросла на 10 %, а мы подняли цены только на 7 %. Мы вынуждены сдерживать рост, иначе потеряем покупателя.
А вот жителей одного из районов взволновало то, что лимоны стали стоить аж 180 рублей за кило. Хоть это и не самый ходовой товар: обычно покупают лимон-два, и все же народ начал жаловаться — непорядок.
— Работать с сельским населением, где покупательная способность значительно ниже, чем в городе, еще сложнее, — говорит заместитель председателя Малоархангельского райпо по торговле Галина Абакумова (главной кормилицей на селе до сих пор остается потребительская кооперация). — В последнее время сильно выросла в цене простая соленая сельдь, килька — самое ходовое продовольствие. Хорошо, что сейчас стали завозить нашу, отечественную, рыбу из Мурманска, Владивостока. Хоть и не такая крупная, как импортная, по качеству — не хуже. Закупаем ее на базе, к примеру, по 50 рублей, а продаем в среднем по 64. Разве большая накрутка? А больше и не сделаешь — просто не купят.
В свою очередь областное управление торговли оценивает ценовую ситуацию на продовольственном рынке региона как стабильную, с незначительным колебанием розничных цен (по отдельным видам анализируемых товарных групп) .
Со ссылкой на данные Орелстата по состоянию на 25 сентября 2014 года специалисты отмечают незначительное увеличение средних розничных цен на кур охлаждённых и мороженых — 3 %, колбасу полукопчёную и варёно-копчёную — 2,04 %, рыбу замороженную неразделанную — 1,12 %, сыры сычужные, твёрдые и мягкие, — 1,90 %, яйца куриные — 2,10 %, картофель —2,88 %, помидоры свежие — 12,84 %.
А некоторые продукты начали дешеветь: масло подсолнечное — на 1,71 %, сахарный песок — на 2,99 %, рис шлифованный — 2,27 %, макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта — 1,19 %, лук репчатый — 8,37 %, морковь — 4,04 %, огурцы свежие — 5,78 %, яблоки — 4,20 %.